«Любовь», «Удиви меня» и «Не спать» — гласят надписи на фирменном фестивальном мерче. Оказавшись в орбите Дягилевского, сон действительно откладываешь до «после двадцатого». И не только потому, что удивление и любовь наполняют тело бурлящей энергией, но и потому, что многие события фестиваля проходят глубокой ночью, когда и мир другой, и мы другие — чуть более рисковые, чуть менее скованные дневными стереотипами. Особый пункт программы — «рассветные» концерты в Пермской художественной галерее, назначенные на половину четвёртого. Символично, что два из трёх фестивальных выступлений нового хора Parma Voices состоялись именно на рассвете.
Проект, представленный в феврале 2021 года, объединил около сорока участников хора Пермского театра оперы и балета под началом главного хормейстера театра Евгения Воробьёва. И, помимо насущной задачи переформатирования хора после того, как коллектив musicAeterna покинул Пермь, он ставит перед собой множество других задач, которые и про любовь, и про удивление.
Parma Voices — это новое восприятие музыки. Все выступления хора в рамках фестиваля были отмечены значком «энигма» — то есть, проходили без предварительного объявления программы. А всё чтобы не задавать слушателю рамки восприятия вроде «сейчас вы услышите шедевр» и не лишать его подлинности чувства.
Parma Voices — это новое понимание музыки. Проект планирует исследовать разные группы репертуара из разных эпох — в том числе с точки зрения исторически информированного исполнения. А это значит, что публике стоит ждать интересных образовательных мероприятий — как околомузыкальных, так и собственно музыкальных — вроде майского концерта-исследования, где можно было сравнить разные редакции одних и тех же сочинений Дмитрия Бортнянского. Его, кстати, транслировали онлайн на сайте театра.
Parma Voices — это новая музыка. В фокусе коллектива — авторы из-за пределов масскультурной программы-минимум и произведения либо редкие, либо пока ещё не звучавшие в стране и даже в мире. Особенно щедрым в этом плане был концерт на Заводе Шпагина, где впервые в России были исполнены «Псалом 28» Георга Пелециса, Introitus из «Реквиема» Карла Рютти и «Чаша в псалмах хора хоров» Александра Кнайфеля. А сочинение Мераба Гагнидзе «Приидите, поклонимся» стало мировой премьерой.
По словам Евгения Воробьёва, главная цель участников хора — рассказывать о музыке музыкальными средствами и делиться тем, чем они живут. Целый мир, полный открытий, лежит за пределами списка «100 шедевров классики» и устоявшихся трактовок — и Parma Voices обещают стать для своих слушателей проводниками в путешествии по нему.
Кстати, в отличие от космополитов из musicAeterna, новый коллектив прочно ассоциирует себя с родной землёй. И эта в буквальном смысле укоренённость начинается уже с названия. Несмотря на возможные средиземноморские коннотации, здесь «Парма» — это историческое именование Перми, которое она, по одной из версий, получила от названия характерного хвойного леса. Этнографические источники утверждают, что лес-парма — это благородные кедры или корабельные сосны, которые растут в сухом месте на возвышенности, без смешанной растительности вроде кустарника и берёзы. И эта символическая параллель внезапно оживает, стоит только услышать «Голоса Пармы».
Потому что когда они поют — неважно, в огромном ангаре или в сводчатом музейном зале — ты чувствуешь себя в этом самом лесу: басовая линия ложится под ноги густым бархатистым мхом, голоса-стволы стремятся в головокружительную высь, а нежнейшее пианиссимо порхает первыми бликами среди зелёных макушек. И нет стен, и темноты нет — есть только бескрайний лес, согретый рассветным солнцем. И ты дышишь полной грудью, и смеешься каждой клеткой тела, и кажется, что следующий шаг сделаешь уже не по мшистой подушке, а по приветливому воздуху, который поднимет тебя выше, выше…