В сентябре 2021 года Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова открывает 31 сезон двумя концертами: 14 и 15 сентября на сцене театра прозвучат эксклюзивные программы, в которые вошли оперные, ораториальные и симфонические произведения. Программы построены вокруг важных юбилейных и памятных дат музыкальной истории, объединены универсальными образами-символами, мифологемами, размышлениями о глобальных, внеисторических сюжетах. Оба вечера за дирижерским пультом – Валентин Урюпин, один из самых востребованных молодых музыкантов. Он дебютирует в статусе главного дирижера – музыкального руководителя театра Новая Опера.
14 сентября в концерте прозвучит первый акт оперы «Орлеанская дева» П.И. Чайковского и опера-оратория «Царь Эдип» И.Ф. Стравинского (оба произведения в концертном исполнении). Театр отдает дань памяти И.Ф. Стравинскому: в этом году исполняется 50 лет со дня его смерти.
Опера «Орлеанская дева» П.И. Чайковского посвящена национальной героине Франции, воспетой во многих произведениях искусства, – Жанне (Иоанне) д’Арк. Композитор сам написал либретто, основываясь на драме Ф. Шиллера в переводе В.А. Жуковского. В качестве музыкального воплощения композитор выбрал тип большой французской оперы с эффектными массовыми сценами. Но на этой основе он создал индивидуальную сконцентрированную композицию из четырех актов с оригинальным патетически-декламационным вокальным стилем. На концерте-открытии в Новой Опере прозвучит первый акт: масштабная экспозиция с хоровыми сценами и одним из лучших номеров оперы – арией Иоанны «Простите вы, холмы, поля родные».
Главную партию Иоанны исполнит Мария Мотолыгина – артистка Молодежной оперной программы Большого театра (сопрано), лауреат XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (III премия, Санкт-Петербург – Москва, 2019), лауреат X Международного вокального конкурса имени Станислава Монюшко (I премия, Варшава, 2019). Другие партии готовят сопрано Кристина Бикмаева, тенор Михаил Новиков, басы Борис Жуков, Владимир Кудашев, Михаил Первушин.
«Царь Эдип» И.Ф. Стравинского сочетает два жанра: оперу и ораторию. Для написания либретто композитор обратился к французскому писателю, поэту, одному из интереснейших драматургов первой половины XX века Жану Кокто, и в качестве сюжета была выбрана трагедия Софокла «Царь Эдип». Авторы значительно сократили текст, полностью сохранив сюжетную линию и сосредоточив трагедию на роковой развязке. Либретто было переведено на латынь, исключение – текст Рассказчика на французском языке.
14 сентября в Новой Опере в роли Рассказчика выступит Лоран Илер – этуаль балета Парижской оперы, художественный руководитель балетной труппы Московского академического Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Партию Царя Эдипа исполнит солист Новой Оперы Георгий Васильев. Этот блистательный тенор хорошо знаком постоянным зрителям театра по исполнению партии Дона Хозе в спектакле «Кармен» Ж. Бизе. Партию Иокасты готовит одна из лучших меццо-сопрано Новой Оперы, заслуженная артистка России Маргарита Некрасова. В других партиях – тенор Антон Бочкарёв, басы Алексей Антонов, Виталий Ефанов, Михаил Первушин.
Концерт 15 сентября – не только «второе действие» открытия, но и старт симфонических программ: новой мощной линии, пронизывающей весь театральный сезон. Цикл программ посвящен 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева – смелого новатора, сочетавшего классическую стройность и дерзость в искусстве. Он продлится до конца 2022 года. На концерте-открытии прозвучат сюита из балета «Стальной скок», Концерт №4 для фортепиано с оркестром, Симфония №4.
Сольную партию в фортепианном концерте исполнит Йол Юм Сон – виртуозная пианистка, одна из ведущих южнокорейских исполнительниц. Она была удостоена серебряной медали XIII Международного конкурса пианистов имени В. Клиберна (США, 2009) и второй премии XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Россия, 2011). Йол Юм Сон сотрудничает с лучшими мировыми оркестрами, 15 сентября сыграет с оркестром театра Новая Опера.
Что еще в сезоне:
Оперные премьеры нового сезона – сочинения, которые еще не ставились на российских сценах: 14 апреля 2022 «Мертвый город» Э.В. Корнгольда (музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин, режиссер-постановщик – Василий Бархатов); 8 июля 2022 «Стиффелио» Дж. Верди (музыкальный руководитель и дирижер – Александр Самоилэ, режиссер-постановщик – Екатерина Одегова).
Впервые на сцене театра – Dance резиденция, которая станет ежегодной. Проект открывает Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой (с 24 ноября по 5 декабря 2021).
Традиционный Крещенский фестиваль: 19 и 23 января 2022 – в Новой Опере (дирижер – Валентин Урюпин); 21 января 2022 – впервые в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (дирижер – Филипп Чижевский).