Гастроли спектаклей–победителей XIX Фестиваля театров малых городов России

13 и 14 марта в Театре Наций прошли гастроли спектаклей–победителей XIX Фестиваля театров малых городов России – одного из главных направлений деятельности Театра Наций и одного из важнейших событий культурной жизни регионов страны. С 2010 года по инициативе Евгения Миронова и при поддержке Министерства культуры РФ в фестивале участвуют профессиональные театры из малых российских городов.

Лауреатов XIX Фестиваля определяло жюри во главе с заслуженным деятелем искусств РФ Николаем Колядой. В состав жюри вошли народная артистка РФ Ольга Остроумова, режиссёр Алексей Федорченко, драматург Ярослава Пулинович и ведущие театральные критики России.

Победителями стали:

– в номинации «Лучший спектакль большой формы» – «Жил Артыннан/ Бегущий за ветром» режиссёра Камиля Тукаева (Альметьевский татарский государственный драматический театр) 

– в номинации «Лучший спектакль малой формы» – «Озор» режиссёра Елизаветы Бондарь (Мирнинский театр)

Спектакль «Жил Артыннан/ Бегущий за ветром». Фото предоставлены пресс-службой Театра Наций

Спектакль «Бегущий за ветром» поставлен по мировому бестселлеру, дебютному роману Халеда Хоссейни – современного американского писателя афганского происхождения. Это история жизни и дружбы двух кабульских мальчишек – сына аристократа и его слуги – на фоне больших исторических событий. 

Такая история не предполагает пышных декораций и лишних деталей. Сценография, созданная режиссёром Камилем Тукаевым, проста и лаконична: глухая стена, в которой изредка освещается окно, да старая повозка. Конечно, ожидать праздника от действия, происходящего в полуразрушенном Кабуле не стоит, однако художник по костюмам – Фагиля Сельская – все же вносит радостные нотки в печальное происходящее. Образ женщины, в любой ситуации являющейся источником жизни, художник делает максимально ярким, оставляя мужчин «сливаться» с песками пустыни. 

Спектакль идет на татарском языке с синхронным переводом, однако, короткого описания в программке вполне достаточно для понимания и без перевода, настолько просто (в хорошем смысле) разработана постановка. Сложностью же для зрительского восприятия становится сама история, до краев наполненная жестокостью столь далёкого от нас мира. Главный герой – Амир – резко отрицательный персонаж, но не тот злодей, которого все любят за харизму и тяжелое детство, а трус и подлец, сочувствовать которому совсем не получается. 

Тем не менее, актёрские работы продуманы до мелочей и исполнены великолепно. Особенно выделяется Айрат Мифтахов, сыгравший главных жертв в романе – слугу Хасана и его сына Сохраба. А герой Раушана Мухаметзянова ещё долго будет главным героем ночных кошмаров.

Спектакль «Озор». Фото предоставлены пресс-службой Театра Наций

Инсценировку текста рассказа Дмитрия Мамина-Сибиряка «Озорник» для спектакля «Озор» написала драматург Екатерина Августеняк, дополнив его лабораторной работой с жителями Мирного – монологами мирнинцев о сюжете, жизненной ситуации героев Мамина-Сибиряка. Режиссёр Елизавета Бондарь, которая в этой работе выступила также как художник, создала спектакль, где семейную драму, разыгравшуюся по домостроевским предписаниям, сменяет современное ток-шоу, в котором всегда знают, как нужно было поступить.

Главный герой – одинокий, непредприимчивый, дерзкий, пьющий мужичок Спирька (Михаил Гончаров) – довольно асоциален, но в то же время может быть полезен: например, помогает найти землю семье, дошедшей до Сибири аж из Рязани в поисках лучшей жизни. Однако его внимание к замужней Дуньке (Мария Заманкова) из этой семьи становится причиной раздора, а потом и гибели самого Спирьки. Новосёлы из центральной России, изо всех сил пытающиеся выжить на вольной сибирской земле, насаждают домостроевское насилие, меняют устоявшийся миропорядок.

Здесь, на клочке заселяемой Сибири, представленной несколькими тёмными островками, переселенцы ходят в валяных кафтанах, держат суровые лица, трясут в угрозе руками или сами трясутся от страха, разговаривают хриплыми голосами. Им не понять улыбчивых старожилов в тонких зипунах, из интонаций которых сквозит спокойствие. Акценты на сторонах складывающихся конфликтов – местных и понаехавших, свободных и связанных узами, любви и домостроя – помогают расставить музыка Николая Попова, подчёркивающая отчаяние и угнетение, и тревожный дрожащий свет. Не добавляют истории оптимизма и реплики современных мирнинцев: живы все проблемы, поднятые режиссёром.

Авторы: Наталия Алейнова, Анна Смолякова

URL List