Какова вероятность того, что художественный руководитель Театра Олега Табакова, актер и режиссер Владимир Машков предложит публике открытый разговор о своем спектакле? Такое крайне маловероятно, скажет публика, и будет права. Однако, Владимир Львович решил сломать систему и пригласил зрителей на репетицию спектакля «Ночь в отеле», за которой последовало бурное обсуждение увиденного.
«Ночь в отеле» – первая постановка Владимира Машкова в качестве художественного руководителя. В основе спектакля — пьеса британского драматурга Терри Джонсона Insignificance, который решил пофантазировать и представить что будет, если в одном номере нью-йоркского отеля в 1954-м встретятся Ученый, Актриса, Сенатор и Спортсмен? В пьесе нет имен, но но прототипы героев узнаваемы. Это Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро, бейсболист Джо Ди Маджо и сенатор-республиканец Джозеф Маккарти – непримиримый борец с сочувствием коммунистическим идеям в США.
В 2019 году премьера состоялась на исторической сцене на Чистых прудах, и, по словам Владимира Машкова, спектакль набрал такой потенциал, что своей энергоемкостью заслуживает большой сцены. Произошли изменения и в актерском составе: Мэрилин Монро будет играть Анастасия Тимушкова, а Маккарти – Александр Фисенко.
При переезде на большую сцену спектакль не потерял своей камерности, но, кажется, вобрал в себя больше воздуха, получил пространство для размаха и увеличил энергообмен со зрителем. Последние, после показа, не только делились своими ощущениями от постановки, но и живо интересовались тем, как именно актеры искали подходы к своим персонажам.
Авангард Леонтьев (Альберт Эйнштейн)
«Очень многое зависит от погруженности режиссера в историю. Нам повезло, наш режиссер нас увлекал, захватывал, к тому же он сам умеет играть, и на репетициях сыграл все роли. Это заразительно и очень помогает: вот он сыграет, а я схватываю. Понимаете, главное – «схватить блесну». Откуда она придет – не важно, но на эту леску замысла ты уже можешь наматывать историю. Я пытался читать книги об Эйнштейне, но это очень тяжело. Начинаешь что-то, а там сплошные термины, думаешь: «какой я глупый человек». И вдруг, совершенно случайно, мне попалась книга из серии ЖЗЛ Максима Чертанова «Эйнштейн». Как же это было интересно! Автор этой книги тоже «проглотил блесну» и сделал свою работу увлекательной для всех. Эта книга так облегчила жизнь, что я сразу понял, что я же сам и есть Эйнштейн. Конечно, и сама пьеса помогала, она очень ловко написана. Может быть кто-то сочтет ее недостаточно глубокой, но она дает возможность зацепиться за персонажа».
Анастасия Тимушкова (Мэрилин Монро)
«Мне было легче, потому что о Мэрилин Монро написано множество книг, сняты фильмы, есть даже записи концертов, которые она давала. Мне очень понравилась книга «Мэрилин Монро. Страсть, рассказанная ею самой», основанная на аудиозаписях ее разговоров с психологом. В этих беседах она переставала «казаться» и просто говорила о том, как ей больно, как тяжело. На протяжении долгих лет она создавала и оттачивала образ, который в результате ее победил, поработил. Я ее пожалела, просто по-человечески, поняла, как сильно она хотела быть просто Нормой Джин, чтобы и в этой ипостаси ее приняли, отойти от обожествляемого образа, играть другие роли. И мне захотелось показать ее вот такой: нежной, немного потерянной, не знающей как жить дальше».
Сергей Угрюмов (Джо Ди Маджо)
«В Америке бейсбол – игра номер один, а Джо Ди Маджо – непревзойденный, уникальный игрок. Его результатов до сих пор никто не добился. Мне нужно было сыграть совершенного человека, а как его сыграть? В нашей истории сталкиваются сразу четыре совершенства, и нужно было как-то «присвоить» это себе, чтобы получился живой человек, сделать это правдоподобно. Чтобы вы поверили в то, что вот так он ходит, вот так орет, вот так любит… Ведь Джо – простой итальянский парень из семьи рыбака, необразованный, а люди вознесли его на пьедестал, который оказался рядом с пьедесталом прекрасной женщины, которую желал весь мир. И вот это самое интересное – столкновение двух совершенств. Существует множество записей игр, в которых принимал участие Ди Маджо, можно посмотреть как он двигается, увидеть его физическое, спортивное совершенство. Но каким он был в обычной жизни? Я мог только предполагать по совместным фотографиям с Мэрилин, насколько он был счастлив, ошеломлен, одурманен ею. Ему хотелось видеть в ней прежде всего женщину, и как любому итальянцу, ему хотелось, чтобы у них была семья, дети. Конечно, мне хочется в этой роли пробиться дальше, я продолжу изучать этого человека, моего Джо Ди Маджо».
Александр Фисенко (Джозеф Маккарти)
«К сожалению, зло зачастую не имеет мотивации, мы сталкиваемся с ним и не можем понять причину. Естественно, как актер, я обязан найти оправдание своему персонажу. Думаю, что зачастую сама жизнь заставляет этих людей быть такими. Людей рождается много, но только единицы встают у руля. И они должны действовать, и нести ответственность за остальных. Есть такое выражение: «выбор сковывает волю», оно парадоксальное, но очень точное. Пока ты не сделал выбор – ты свободен. Поэтому многие руководители, лидеры агрессивны, раздражительны, несдержанны. Они вынуждены часто делать выбор, брать на себя ответственность, фактически отказываясь от собственной жизни».
Владимир Машков
«В любой истории, связанной с воображением, эмоциями и чувствами, а тем более с теорией относительности, все – относительно наблюдающих. Вот вы пришли – вы наблюдатели, уникальные наблюдатели, ведь ни один зал не повторяет себя, никогда. Каким вы увидели этот мир фальшивых богов, который нарисовал автор пьесы? Узнали ли в нем наш мир, и наших фальшивых богов, которым мы поклоняемся. Так появилась Мэрилин Монро, которая ненавидела свой образ, но была в нем богиней. Или Джо Ди Маджо – великий бейсболист, обладавший невероятными способностями. Или сенатор Джозеф Маккарти – яростный человек, лидер, который вел за собой людей. И они для меня – четыре стихии: огонь, вода, воздух и земля, которые все время находятся в столкновении, но необходимы друг другу. Наша задача – пройдя через эмоциональный процесс, понимая и исследуя структуру каждого образа, найти в себе соединение этих стихий и идти дальше. Узнать, увидеть, предположить и почувствовать последствия этого взрыва».