«Я вас прошу на отдых к нам…», оперетта «Летучая мышь», Московский театр оперетты

Спектакли-долгожители бывают в любом театре, и нередко они становятся «визитной карточкой» сцены. В Московском государственном академическом театре оперетты навеки поселилась «Летучая мышь». Этот блистательный шедевр музыкального жанра выдержал уже четыре постановки на прославленной московской сцене, и имена его создателей поистине легендарны. Так, предыдущую версию «Летучей мыши» в 1974 году поставил народный артист СССР Георгий Ансимов, художником-постановщиком выступил народный артист СССР Валерий Левенталь, а музыкальным руководителем спектакля был народный артист СССР Мстислав Ростропович.

В 2015 году постановка пережила капитальное возобновление, и сейчас является одним из лидеров репертуара. В мире музыкального театра оперетта «Летучая мышь» признана лучшей из шестнадцати, написанных Иоганном Штраусом. Впервые она появилась на Венской сцене в 1874 году и покорила весь мир. Мелодии из «Летучей мыши» знакомы даже тем, кто никогда не был в оперетте, потому что без них не обходится ни один бал, ни одно Рождество или Новый год.

Источник фото: facebook Театра Оперетты

Сюжет оперетты водевильно-затейлив. Генрих Айзенштайн не прочь гульнуть от жены Розалинды на балу у князя Орловского, хотя вместо бала он должен отправиться в тюрьму за неудачный выстрел на охоте. Розалинда, зная повесу-мужа и чуя неладное, сплавляет в тюрьму своего воздыхателя Альфреда, а сама тоже устремляется на бал в костюме загадочной летучей мыши. Есть еще друг Айзенштайна – директор театра Фальк, горничная Адель, директор тюрьмы Франк и многие другие персонажи, которые скручивают действие в неразделимый моток распустившейся пряжи, и только в конце каждый благополучно обретает то, что заслужил.

Увертюра к «Летучей мыши», первое, что слышит и видит зритель, давно стала самостоятельным музыкальным номером, который нередко исполняется в концертных программах. Как нарядный парад-алле увертюра музыкально представляет всех героев спектакля и его сюжетные повороты. Для оркестра это произведение — отдельный сольный выход и возможность показать себя публике. Воодушевление, с которым оркестр под управлением главного дирижера Константина Хватынца исполняет увертюру, мгновенно передается в зал и создает настроение праздника, от первой до последней ноты переполняющего «Летучую мышь».

Источник фото: facebook Театра Оперетты

Любовь, измены, хитрость, интриги – наблюдать за развитием фабулы не скучно, тем более что эта классическая оперетта является одной из самых веселых, забавных и даже хулиганских. В ней уместен гротеск чувств и действий в неумеренном количестве, потому что он полностью оправдывает игровую обманку-надуманность сюжета. Актеры вовсю пользуются возможностью гипертрофировать сценическую действительность и играют на эмоциональном пике мимики и жеста.

Как обычно в оперетте, драматическая игра и вокальные номера неотделимы друг от друга. В этом кроется особая сложность и прелесть жанра. Роскошные арии, дуэты и трио из «Летучей мыши» написаны для чистейших теноров, сопрано, баритонов и требуют виртуозного исполнения. Актерский ансамбль «спет», сплочен и идеально настроен, как струнный инструмент большого мастера. В помощь исполнителям – искусство дирижирования маэстро Константина Хватынца, который сосредоточенно и незаметно успевает руководить оркестрантами и солистами на сцене.

Источник фото: facebook Театра Оперетты

Сценографическое великолепие декораций, богатство костюмов (художник Мария Соколова, капитальное возобновление – Владимир Арефьев), изящество балетных номеров (балетмейстер Олег Сурков, капитальное возобновление – Борис Барановский) берут в сладкий плен – зрителю просто необходимо трудиться над одновременной концентрацией слуха, зрения, разума, чтобы разобраться в хитросплетениях сюжета, уследить за единением танца, музыки, вокала и полюбоваться цветовыми сочетаниями нарядных бальных туалетов. Мимоходом, для объемного впечатления от спектакля, нужно успеть заглянуть в оркестровую яму, где идет своя рабочая «муравьиная» жизнь с собственной драматургией, наблюдать за которой не менее интересно, чем за творящимся на сцене.

Сами оркестранты во время музыкальных пауз с удовольствием разворачиваются к сцене и хохочут над происходящим так, будто видят спектакль впервые. Это не удивительно: помимо радости от общения с великой музыкой и ликующего настроя, оперетта «Летучая мышь» еще дает один важный совет – всегда смотрите на вещи с юмористической стороны!