Столкновение жизни и смерти, будничного и неизвестного, преступления и наказания происходит на Другой сцене «Современника». Здесь премьера спектакля Ивана Комарова «Рассказ о семи» по экзистенциальной повести Леонида Андреева «Рассказ о семи повешенных». Комаров в этой работе выступил как режиссёр, художник-постановщик и художник по костюмам. История последних часов жизни преступников, приговорённых к смертной казни, разворачивается в декорации-кубе, где через стекло обнажаются жажда жизни, отчаяние, страх смерти.
Леонид Андреев написал свою повесть в 1908 году и посвятил её писателю Льву Толстому. Произведение о революционерах, планировавших покушение на министра, но чей заговор был раскрыт, имеет под собой документальную основу, прототипами выступили реальные люди, в том числе революционеры Лев Синегуб и Лидия Стуре. В повести Андреева к пяти приговорённым к смерти революционерам добавлены двое типичных преступников – разбойник, попавшийся на грабеже и убийстве, и наёмный рабочий, убивший своего хозяина.
Спектакль Ивана Комарова отправляет зрителей в путешествие по потаённым уголкам душ людей, которым уже не нужно бороться за существование, стремиться к жизненным вершинам, быть преданным идеалам или просто влачить своё жалкое существование. У них осталось лишь ожидание часа X, когда всё на земле для них закончится. Семь героев – это семь уникальных моделей поведения, но ни у одного из них нет раскаяния или сожаления.
Скорее наоборот, в минуты, когда изменить уже ничего нельзя, они усугубляют и без того плачевную ситуацию: ссорятся с родными вместо того, чтобы признаться в любви; проявляют излишнюю заботу, которая просто раздражает; или всё ещё пытаются из себя что-то изобразить. Тут можно наблюдать за бравым разбойником на грани истерики (Елена Козина) или, например, слепой верой в бессмертие (Полина Пахомова). Но бурным эмоциям противостоят сухие документальные факты, которые записывает педантичный рассказчик (Клавдия Коршунова) на камере-кубе, словно на надгробной доске.
Помимо психологического состояния людей, осуждённых на смерть законом, режиссёр крупным планом раскрывает внутренний мир спасённого министра, которому, казалось бы, теперь жить и жить: человек словно заново родился, но мысли уносят его в пучину размышлений о том, как жизнь могла оборваться, а что бы было, если б всё закончилось. Провал в эмоциональную яму превращает его в живого трупа, которому и мучиться не надо от страха смерти.
Мрачную картину тягостного ожидания и непростых судеб героев дополняют видео и цитаты (видеохудожник – Серёжа Аполлонов), а на протяжении всего спектакля занозой сидит мысль, которую в голову зрителям забрасывает в начале сам режиссёр: «Зачем?». Зачем он ставит это в 2021 году? Зачем умирают люди? Зачем существует смертная казнь? Зачем мы всю жизнь боимся смерти? И можно продолжить дальше… И думать, и думать ещё долго об этом после спектакля.