Небольшой рассказ Достоевского «Бобок» – фантастическая история о путешествии пьяницы-литератора по лабиринтам загробной жизни. Нечаянно прикорнув на кладбище, Иван Иваныч попал на «прощальную вечеринку» покойников, которые окончательно отбросили рамки мирских приличий. Эту историю, которая так и просится на сцену, Достоевский написал вовсе не с целью позабавить читателя. «Бобок» – исследование человеческой сущности и процесса ее деградации.
Тем не менее, поначалу все кажется смешной детской страшилкой, знакомой всем по пионерским лагерям, походам, да и просто ночевкам с друзьями. В небольшом пространстве экспериментальной сцены Театра Армии царит тьма, которую то и дело прорезает луч фонарика, в свете которого появляются то испуганное лицо Иван Иваныча, то ухмыляющиеся лица покойников. «Вот сейчас мы побоимся» – с восторгом думает зритель, напрочь забывая о Достоевском.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2022/01/lmrz0014.cr3_.jpg)
Да и немудрено, ведь на сцене великолепная троица: Александр Макаров (одно фантастическое лицо), Дмитрий Оболонков (старуха) и Даниил Штейн (другая старуха). Пока на фантастическом лице отображается весь калейдоскоп эмоций, свойственный творческим людям (особенно подшофе), старухи «скачут» из одного тела в другое: генерал играет в преферанс с надворным советником, лавочник предъявляет счета барыне, молодой человек спорит какой из докторов лучше… На эту актерскую игру хочется смотреть если не бесконечно, то хотя бы пару часов. Но…
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2022/01/lmrz9976.cr3-1.jpg)
Но пришел режиссер и все испортил (это, конечно, шутка). Сергей Тонышев – режиссер талантливый, и он не мог ограничиться всего лишь комедийным хоррором. Поэтому в разгар кладбищенского кутежа на сцене появляются Алексей и Иван Карамазовы (Юрий Сазонов и Максим Чиков). Ритм и настроение спектакля меняются, и вот уже нет фривольных греховных бесед, братья ведут разговор серьезный и вечный: о вере и неверии, о Боге, о спасении души. Тишайший Алеша и взрывной Иван сталкиваются в поисках правды, которая все равно у каждого своя.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2022/01/lmrz1060.cr3_.jpg)
Старухи и пьющий литератор, однако, не покидают сцены, становясь молчаливыми свидетелями встречи братьев и воплощения ивановой поэмы «Великий инквизитор» (в лице актрисы Марии Шмаевич). На фоне библейских идей они остаются олицетворением всего земного, пусть и не праведного. Шаркая метлой или перетаскивая корзину с луком, они оказываются ближе и роднее, чем многомудрые «заоблачные» Карамазовы.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2022/01/lmrz8586.cr3_.jpg)
К слову, с луком в спектакле происходит забавная история. Точнее, не в спектакле, а в сознании зрителя. Когда Иван Карамазов яростно откусывает луковицу, зритель «выпадает» из действия, думая только об актере, о том, что происходит у него во рту, и каково теперь его партнерам. Задуманная аллегория испаряется, чего нельзя сказать о впечатляющем запахе. Кстати, идти на спектакль голодным вообще не стоит, великолепные старухи с таким наслаждением едят хлеб с вареньем, что урчание животов зрителей заглушает диалоги.
Тем же, кто сыт земным, но голоден духовно, увидеть спектакль стоит. Редко когда удается получить столько совершенно разных впечатлений от одной постановки.