В октябре 2022-го года Театр Маяковского отметит 100-летие. Первой премьерой юбилейного года стал спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». Одну из самых ярких комедий А.Н. Островского поставил режиссер Анатолий Шульев. Это шестая работа режиссера в Театре Маяковского и вторая по Островскому (в 2017 году увидел свет спектакль «Бешеные деньги» со Светланой Немоляевой в одной из главных ролей).
«Герой пьесы пытается найти себя, свою роль, которая убедила бы его в том, что он нужен, – поясняет режиссер, – Это отчасти схоже с ситуацией, когда молодой артист приходит в уже устоявшуюся труппу, в которой каждый занимает свое место, у каждого – свое амплуа и его невозможно сдвинуть. Отчасти мы играем в это, потому что в спектакле заняты народные и заслуженные артисты, а главную роль – Глумова – исполняет вновь принятый артист, выпускник Мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе….»
На сцене действительно театр в театре (художник Мариус Яцовскис). Все, как полагается: подмостки, занавес, гримерная и, конечно, актеры. Семен Алешин играет одновременно и Глумова, и новичка в театре со столетней историей. Кажется, он уже знает правила, но еще не до конца вжился в предложенные обстоятельства. За мучительным стремлением войти в высшее общество все еще видно очень живого, очень настоящего мальчика, который просто следует давно установленным правилам. Бурная энергия молодости то и дело прорывается сквозь «издержки воспитания», мешая грандиозным планам амбициозного юноши. Вопреки литературному материалу, Семен не делает своего Глумова ничтожным «опереточным злодеем», скорее наоборот: он вызывает больше сочувствия, чем все его, так называемые, «жертвы».
Хотя «жертвами» всех этих мамаевых, крутицких, городулиных назвать трудно. Они вполне комфортно чувствуют себя в привычных масках респектабельных господ, и хитрый мальчишка им уж точно не страшен. Заслуженные артисты России Виктор Запорожский, Александр Андриенко, Татьяна Аугшкап, Надежда Бутырцева, а также Юлия Силаева, Виталий Ленский, Валерия Забегаева – являют собой общество довольных, чуть скучающих, но вполне благополучных людей, уверенных в незыблемости мироустройства. Режиссер ставит перед актерами интересную задачу: совместить классическую подачу материала с нюансами карикатурной, почти фарсовой игры с изрядной долей самоиронии.
Молодежь тоже с удовольствием поддерживает эту забавную игру. Нельзя же, в самом деле, на полном серьезе скакать по сцене, размахивая саблей (Курчаев – Иван Выборнов). А вот страдать взаперти, как всякая уважающая себя царевна, очень даже можно. Валерия Куликова (Машенька) страдает так уморительно, что ни один рыцарь, ни в зале, ни на сцене, не останется равнодушным.
Посмеяться над собой предстоит не только актерам, но и зрителям. Образы, описанные Островским, ничуть не потеряли своей актуальности, теперь все так же, как сто пятьдесят лет назад. Если задуматься, это даже немного пугает. Однако, Анатолий Шульев не адаптирует постановку под современность, отдавая предпочтение «натуральному» Островскому (художник по костюмам Мария Данилова). Дамы в кринолинах, мужчины в цилиндрах и перчатках – все это так консервативно-уютно и традиционно-театрально… Это та самая милая классика, которая в наше время становится дефицитом.