Детективный жанр не теряет своей популярности ни в литературе, ни в кино уже многие десятилетия: загадочные происшествия, запутанные расследования опасных преступлений и волнительный поиск виновных захватывают читателей и зрителей. А вот на театральной сцене детективные истории появляются куда реже. Такие постановки — повышенный уровень сложности как для автора, так и для режиссёра, ведь всё действие происходит прямо на глазах у любопытной публики, и размещать подсказки и улики следует поистине виртуозно, чтобы сохранить динамику и интригу до самого конца спектакля!
С этой задачей справилась английская «королева детектива» Агата Кристи, успешно адаптировавшая часть своих криминальных романов и рассказов в пьесы. Настолько удачно, что её самая прославленная пьеса «Мышеловка» была переведена на 23 языка и поставлена более чем в 40 странах, в том числе и в российских театрах. «Мышеловка» побила рекорд по максимальному числу театральных постановок одного произведения. Казалось бы, вот он — проверенный выбор материала от Кристи для детективного спектакля.
Однако молодой режиссёр петербургского театра-фестиваля «Балтийский дом» Владимир Жуков сделал ставку на менее известную её работу «Свидетель обвинения» — и не прогадал! Получился настоящий детектив с трудно предсказуемой и одновременно логичной развязкой, балансирующий на грани драмы и комедии.
Сюжет истории основательно опирается на первоисточник в виде рассказа и пьесы Агаты Кристи о привлекательном молодом человеке Леонарде Воуле (Станислав Шапкин), которого обвиняют в убийстве обеспеченной пожилой дамы Эмили Френч. На защиту подсудимого становятся опытный адвокат Сэр Уилфред Робертс (Анатолий Дубанов) и его молодой помощник Джон Мэйхью (Роман Дряблов). Они быстро понимают, что очень многое в деле зависит от показаний жены Воула — таинственной иностранки Ромэйн (Елена Карпова), которая очевидно преследует свои интересы.
Именно в ее образе заметнее всего, что по атмосфере спектакль стремится к киноверсии «Свидетеля обвинения» от Билли Уайлдера 1957 года, да и к стилистике нуар-кино в целом. Ромэйн, которую у Уайлдера играла Марлен Дитрих, в спектакле — тоже обворожительная блондинка, но еще более la femme fatale — роковая женщина в черном обтягивающем платье с откровенным вырезом и с красной помадой на чувственных губах. Кстати, внимательный зритель заметит в одной из газет на сцене фото самой Дитрих.
Прочие атрибуты нуарного детектива создают атмосферу Лондона 40-х годов: сизый туман смешивается с сигаретным дымом, традиционная телефонная будка отлично сочетается с алой помадой и сумочкой Ромэйн, темные силуэты зловеще проступают через мутное стекло, а люди прячутся от потоков дождя под одинаковыми черными зонтами и бежевыми тренчами. Всем есть, что скрывать, и никому нельзя верить.
Единственное место, где луч света попадает на каждого подозреваемого — зал суда, место типичной битвы обвинения и защиты, знакомый всем, кто когда-либо смотрел судебные драмы или ток-шоу. Комичные допросы колоритных свидетелей — инспектора, доктора и экономки — постоянно прерываются пикировками сторон, превращаясь в напряженное соревнование, где на кону стоит жизнь Леонарда Воула. В роли же присяжных заседателей выступает сразу весь зрительный зал, и герои не упускают возможности обратиться к нему напрямую и попытаться новыми уликами и красноречием склонить публику к своей точке зрения.
Вовлеченная в происходящее, аудитория эмоционально реагирует на многослойный финал, о котором не хочется промолчать, чтобы оставить зрителям возможность вынести собственный вердикт: удивленное «Кто бы мог подумать!» или удовлетворенное «Так я и знал(а)!».