«Меня уже нет… Есть только ты…» Премьера спектакля «Человек в закрытой комнате», Театр им.Моссовета

Замкнутое пустое пространство, обитое тонкой фанерой, чёрный песок под ногами и три проёма, ведущие, наверное, в такие же пустые коробки. Авансцена ограничена полосой бутылок. Выхода нигде нет. Или есть?..

Спектакль Театра имени Моссовета «Человек в закрытой комнате» – первая постановка пьесы Татьяны Загдай на московской сцене. В прошлом году эта пьеса вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Постановщиком новой истории стал Павел Пархоменко. Это его третья работа в Театре им. Моссовета. В прошлом году режиссёр поставил «Маму» по одной из частей трилогии Флориана Зеллера, а в 2020 году – гоголевских «Игроков».

Пьесу Татьяны Загдай нельзя назвать новаторской. Согласно сюжету, бывшая провинциалка Анна (теперь самодовольная москвичка Жанна) приезжает в родной город, чтобы похоронить отца. Точнее, её больше интересует продажа квартиры. Отца она не видела пятнадцать лет и ещё столько бы не увидела. Жанну можно понять, родитель – алкоголик, жестокий эгоист, тунеядец. Но процесс похорон затягивается, и ко всему прочему добавляется одна неприятность – труп начинает разговаривать с дочерью… Ничего философского: житейские советы, короткие замечания, стариковское брюзжание и возмущения (очень не хочется ехать в багажнике машины). Чтобы пересказать подобный сюжет, без фарсовых приёмов не обойтись. А потому вся череда событий воспринимается как мистическое путешествие или сеанс спиритизма.

Фото: Анна Смолякова

Минимализм на сцене (художником выступает режиссёр) помогает сконцентрироваться на диалогах. Кстати, помимо них в спектакле достаточно много текстов от первого лица, в которых без прикрас выражаются мысли персонажей или всплывают детские воспоминания. Именно флешбэки играют решающую роль: прошлое не столько объясняет причины каких-то событий (тут многое очевидно), сколько создаёт сюжетную воронку. Получается очень забавный эффект. Кажется, что вот-вот разразится настоящая гроза! Сгусток эмоций выйдет наружу в виде какого-то звериного крика отчаяния. А пока пространство сужается до границ одной неприметной, на первый взгляд, судьбы.

Жанна не может простить отца. Обида глубоко засела в душе и разъедает её кровоточащими язвами. Сбежать от алкоголика можно, выбраться из провинции можно, найти хорошую работу в столице – и это тоже можно… Куда сложнее сбежать от себя. Ярко демонстрирует эту мысль финальная сцена. Жанна среди отцовской рухляди: побитый молью плащ, истоптанные сапоги, «почти кожаные ботинки», ковёр, телевизор, пустые бутылки. Это всё, что осталось от него, а ещё – она, его кровь и плоть. Жанна будто привязана, и якорь прошлого тянет душу в ад.

Фото: Анна Смолякова

Роль Трупа исполняет Леонид Евтифьев. Реплик у его персонажа немного, поэтому можем только домысливать портрет старика. Почему он стал губить жизнь водкой? Что его ещё интересовало, кроме алкоголя? Любил ли вообще дочь? Почему решил вспомнить о ней накануне смерти? Тут мы вольны в своих фантазиях. Однако стоит вспомнить, что деньги на свои похороны сорви голова всё-таки припрятал (даже отдал на хранение соседке). Это забота о себе или о дочери? Каким бы не задумывался персонаж автором пьесы, Леонид Евтифьев сделал его невероятно обаятельным! Ворчит ли старик или деловито курит, рассматривая собственный гроб – неважно, потому что он всегда в центре внимания. Если бы не деликатность, врождённый аристократизм и тонкость игры Леонида Евтифьева, неизвестно какие бы эмоции мог вызвать этот антигерой.

Фото: Анна Смолякова

Лилия Волкова постепенно раскрывает образ Жанны. Она – натянутая струна, которая лопается с характерным неприятным визгом. Вначале решительная и готовая действовать, а затем заключенная в комнате с духами: умершим отцом и неродившейся дочерью. Очень удачно актриса передаёт состояние внутренней тревоги. Деловитое спокойствие и сдержанность лишь маскируют страх. Жанне больно, и мы это остро чувствуем. Ей больно всегда и от всего. Но надежда на спасение всё-таки есть.

Фото: Анна Смолякова

В комнате появляется Костик, он решительно обнимает и целует Жанну, будто выхватывает её душу из мира мёртвых. Гопник в спортивном костюме, вор с дважды сломанным носом – этот Костик совсем не похож на прекрасного Орфея и тем более на героя женских романов. Андрей Смирнов не гримасничает, поэтому его персонаж получается не карикатурным шутом, а живым характером со своими тревогами (по-детски боится расстроить маму) и мечтами (вот бы избавиться от условного срока).

Фото: Анна Смолякова

Стоит сказать, что в спектакле нет проходящих ролей. Соседка, Полиционерка, Сотрудница крематория в исполнении Веры Каншиной – образец невероятного актёрского перевоплощения. От простоватой бабы до эксцентричной ведущей похоронной процессии. При этом игра далека от гротеска, это вдумчивая психологическая разработка характеров. И каких характеров! Актриса делает всё скрупулёзно и одновременно легко, мелкими деталями меняя своих героинь до неузнаваемости. Её Соседка передвигается шаркающей походкой, дама в форме уверенно и резко дефилирует, а сотрудница крематория парит, будто танцует на пуантах. Конечно, одной из самых эффектных сцен становится соло с огромными крыльями, когда кремация трупа превращается в сатирический перформанс с музыкой, песнями и красноречивыми текстами. Тут равных актрисе нет!

Фото: Анна Смолякова

Не менее ярким до этого было появление одетого «по-домашнему» Директора магазина: голый мужчина в меховой шапке и с дымящим самоваром, прикрывающим причинное место. Александр Емельянов также играет Александра Пушкина, Менеджера и Хориста. Образ поэта неслучаен: на трассе Жанна и Костик встречают пару нелицеприятных субъектов, из авто которых доносится опера «Евгений Онегин». Вполне самодостаточными образами стали работы актёров Ивана Расторгуева (Патологоанатом, Полицейский, Бандит, Хорист) и Руслана Исмагилова (Собака, Бандит, Полицейский, Хорист).

Режиссура Павла Пархоменко подарила пьесе интересное прочтение на одной из самых престижных столичных сцен. Спектакль получился трагикомичным и добрым, в нём много теплоты, света, душевности. В финале чувствуешь, как вся горечь сюжета растворяется под воздействием силы любви, которую вложил режиссёр. Отказавшись от спецэффектов и сложных декораций, Павел Пархоменко пытается построить со зрителем доверительный диалог, где нет поучительных интонаций или высокопарных лозунгов. Здесь всё просто. Чтобы выбраться человеку из запертой комнаты, стоит принять с благодарностью всё, что даёт тебе судьба и не озлобиться. Пепел превратится в плодородную почву, на голом дереве появятся листья, замо́к ослабнет, дверь распахнётся, и ты будешь свободен от прошлого. У тебя появится будущее.

URL List