Дистрибьюторская компания «ПилотКино», благодаря которой отечественные зрители давно и с удовольствием смотрят лучшее из современного итальянского кинематографа, подготовила очередной сюрприз для итало- и киноманов. 3 ноября в российский прокат выходит фильм Марио Мартоне «Ностальгия». В преддверии премьеры картину показали в рамках первого фестиваля КАРО.Арт, приуроченного к 55-летию киноцентра «Октябрь». На обсуждении, которое провёл после показа журналист Максим Андриянов, пресс-атташе Театра Наций, высказался буквально каждый желающий: фильм безусловно «попал» в зрителя. Разбираемся, почему «Ностальгия» – важное кино.
Прежде всего картина впечатляет глубиной, от которой массовый зритель практически отвык. Глубина «Ностальгии» – в её многослойности и метафоричности, в системе ходов, которые – подобно катакомбам – заманивают в лабиринт в поисках артефактов и не выпускают, пока сам не выберешься. Глубина – в прозрачности до самого дна, в негромком тоне повествования, в напряжённом холоде монтажа и отрезвляющей твёрдости духа, с которой герои несут свои кресты. Глубина – в парадоксе: в тупике холодного предчувствия, твёрдости и тишины покоятся тепло, любовь, надежда и чистота.
Феличе Ласко родился и до 15 лет жил в Неаполе, потом внезапно уехал на Ближний Восток, затем осел в Африке и, кажется, навсегда отрёкся от прошлого – родины, языка, веры, дружбы, матери. Эту трагическую историю неаполитанский писатель Эрманно Реа носил в себе всю жизнь и, дописав, не дожил до публикации всего месяц. Неаполь, а точнее – его древний район Санитá (некогда прекрасный, ныне одиозный), стал полноправным героем романа «Ностальгия» и одноимённой экранизации. Сценарий к фильму написали Марио Мартоне и его жена Ипполита Ди Майо (оба уроженцы Неаполя), успев привлечь к работе над сценарием самого Эрманно Реа. Неаполя в итальянском кино никогда не бывает слишком много!
Сюжет посвящён возвращению Феличе в родной город впервые через 45 лет после бегства, но кажущаяся простота истории не разочарует зрителя, ностальгирующего по смыслам. Экранный путь главного героя начинается в небе, на борту самолёта Каир – Неаполь, в небе он и заканчивается, и внутри этого кольца всё неслучайно. Всё пересекается, отражается, замыкается, рифмуется, и замечать это – отдельное наслаждение. Это фильм-притча, и слова здесь наделены двойным смыслом, имена и названия не даются просто так, а герои и события связаны невидимыми нитями с реальным внеэкранным миром или персонажами другого кино.
Из туристического Неаполя Мартоне намеренно вымарал буклетный шарм юга Италии, но сохранил и выделил черты вечного – пыль истории и полумрак увядания, гулкие шаги по старинной лестнице и аромат кофе в безымянной боттеге. Визуальный код, подбор музыки (половина саундтрека – синглы мастеров электронного психоделического рока 70-х Tangerine Dream), работа оператора, ведущего героя близко к объективу камеры, и прекрасная актёрская игра придают жизненный объём каждому эпизоду. В главной роли снялся блистательный Пьерфранческо Фавино, который умеет плотно срастись с персонажем, будь то незамысловатый герой проходной мелодрамы или протагонист серьёзного фильма, претендующего на звание киношедевра десятилетия (на контрасте вспоминаются соответственно «Лучшие годы» Габриэле Муччино и «Наш отец» Клаудио Ноче).
«Ностальгия» многослойна и потому провоцирует на поиск трактовок и расшифровку образов. На любом уровне каждый разглядит свой контур. Здесь и отражённая в кривом зеркале притча о блудном сыне, и духовный мотив искупления грехов, и тема возвращения человека к самому себе. Филологи вспомнят этимологию слова «ностальгия» (от греческого nóstos – возвращение домой и álgos – боль) и его литературное значение – «тоска по родному дому». Философы придут к размышлениям о неизбежности предначертанного и природе счастья, психологи возьмутся рассуждать об убийственном магнетизме власти, корнях страха и прохождении пройденного. Театроведы назовут картину античной трагедией, где герой неминуемо движется к смерти, а кинокритики увидят реверансы в сторону итальянского кино разных лет и автоцитаты из других работ Мартоне.
При всей разноплановости «Ностальгии», один из её главных смыслов – тоска Неаполя по самому себе, а в более широком понимании – ностальгия Италии по прежней Италии. Невыносимо жаль той страны, память о которой выведена в фильме через образ Терезы, матери Феличе. Когда-то она была лучшей швеёй, много работала, но могла прокормить себя и воспитать ребёнка, умела радоваться жизни и преданно дружить, была верной католичкой и восхищала мужчин своей красотой. Оставленная сыном, обманутая равнодушными и алчными людьми, слепая и немощная, эта благородная синьора потеряла дом, любовь, здоровье, саму себя, и покинуть мир ей мешало лишь ожидание сына.
«Твоя мать умерла, но она продолжится в тебе, прими её», – с такими словами обращается к Феличе священник Дон Луиджи после похорон. Его реплика звучит с экрана для сегодняшних итальянцев как молитва о новых людях, как надежда на воскрешение памяти и традиций, как призыв вернуться к истокам, отринуть чуждое и враждебное. Впрочем, боль возвращения отчётливо прослеживается в настроениях итальянского кинематографа последних лет. И если знать, что «Ностальгия» Мартоне поедет на «Оскар», то фильм вполне можно считать посланием всему человечеству.
И немного фактов для тех, кому они важны. «Ностальгия» уже успела поучаствовать в 44 кинофестивалях, в числе которых Канны–2022 (основной конкурс), «Серебряная лента» Nastro d’Argento (премии за лучшего актёра, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшего исполнителя второстепенной роли), итальянский «Золотой глобус» Globo d’Oro (номинация – лучший актёр). Фильм выдвинут на «Оскар» 2023 года от Италии в номинации «Лучший иностранный фильм». Оценка 6,7 на IMDb, томатометр 91% на Rotten Tomatoes.
«Ностальгия» (Nostalgia)
Год: 2022
Режиссёр: Марио Мартоне
В ролях: Пьерфранческо Фавино, Франческо Ди Лева, Томмазо Раньо, Аурора Куаттрокки, Софиа Эссаиди, Нелло Маскья и др.
Продолжительность: 117 мин.
Возрастная категория: 16+
Расписание показов