Если «лишний билетик» начинают спрашивать ещё на выходе из метро, значит вы идёте на замечательный концерт. 19 июня на сцене Зала «Зарядье» состоялось торжественное закрытие первого международного Московского джазового фестиваля.
Народный артист России Игорь Бутман начал праздничный концерт, сразу задав настроение. С первых фраз стало понятно, что мероприятие пройдёт в весёлой и радостной атмосфере. И действительно – весь вечер Игорь Михайлович шутил, подтверждая мысль о том, что джаз – это музыка, которую невозможно играть и слушать без чувства юмора. Давая старт празднику, Бутман в своей обычной непосредственной манере прочитал «лекцию» о том, что 1 октября 1922 года родился российский джаз и в 2022 году мы празднуем его 100-летие – в том числе первым Московским джазовым фестивалем. Затем Маэстро нажал символическую кнопку в смартфоне Зеры Черешневой (директор по стратегическим проектам ВКонтакте), запустив «Джаз в России». К столетию российского джаза VK и Фонд Игоря Бутмана совместно разработали мини-приложение, в котором собрано всё самое полезное и интересное: вехи истории отечественного джаза, музыкальные записи и трансляции, единая всероссийская афиша джазовых концертов и другая информация. На этом официальная часть мероприятия завершилась и начался невероятный джаз-фейерверк!
В первом отделении вместе с Московским джазовым оркестром под управлением Игоря Бутмана на сцене выступили участники проекта «Большой джаз» на телеканале «Россия-Культура». София Ацбеха Негга исполнила песню Shiny Stockings Эллы Фитцджеральд, на контрабасе вместе с оркестром ей аккомпанировал Михаил Дмитриев. Андрей Баталеев солировал на саксе в You Don’t Know What Love Is. Исполняя Oh, Lady Be Good братьев Гершвинов, Анастасия Иванова выступила сразу в двух ипостасях – как вокалистка и тромбонистка, Омар Саидов отбивал ритм на барабанах. Также София и Анастасия дуэтом исполнили композицию Stardust Хоги Кармайкла. Завершая первую часть, оркестр сыграл Nostalgie Игоря Бутмана и The Eternal Triangle с одноимённого альбома, выпущенного коллективом в 2003 году.
Во втором отделении была представлена программа, подготовленная Московским джазовым оркестром совместно с одним из самых востребованных оперных певцов современности Ильдаром Абдразаковым. Двукратный обладатель премии «Грэмми» органично вписался в оживлённую джазовую атмосферу и с удовольствием поддержал задор и лёгкость Игоря Бутмана. Первой прозвучала «Гранада» Агустина Лары, затем – в продолжение латинской темы – легендарная Bésame mucho. Романс «Очи чёрные» оказался созвучным по темпераменту и логически замкнул «стрáстную» триаду.
Лирическая часть концерта стала трибьютом Муслиму Магомаеву. Шикарный бас Абдразакова магическим образом срифмовался с бархатным баритоном Магомаева и ненадолго воскресил дух лучших мастеров советской эстрады. Знакомые миллионам меломанов «Ноктюрн» (Между мною и тобою – гул небытия…) и «Серенада Трубадура» (Луч солнца золотого…) каждым аккордом рассказывали о любви и волновали сердца зрителей, а «Синяя вечность» (Море вернулось говором чаек…) пригласила помечтать о манящем бескрайнем морском просторе.
Отдельным акцентом стало посвящение легендарным хоккеистам, чемпионам, заслуженным мастерам спорта, которых Игорь Бутман лично пригласил на концерт и представил залу. Александр Якушев, Виталий Прохоров и Вячеслав Фетисов вдохновили оркестр на «звёздную» песню Fly Me to the Moon. Рефреном «космическому» хиту Барта Ховарда стала «песня о тяжёлом, но собственном пути» (так её с долей иронии назвал хозяин вечера). My Way Фрэнка Синатры, блестяще исполненная Ильдаром Абдразаковым в сопровождении биг-бэнда Игоря Бутмана, прозвучала широко и торжественно перед «финальным занавесом».
Гала-концерт закончился «Подмосковными вечерами» и объявлением о том, что самый масштабный фестиваль за всю историю российского джаза можно считать закрытым. Moscow Jazz Festival–2022 стал важным событием в культурной жизни столицы, и вспоминать эту неделю мы будем с особым удовольствием. Надеемся, что городская традиция летних джазовых фестивалей продолжится в следующем году.