«Мы родом из детства». Премьера спектакля «Нутро» творческого проекта «Лаборатория 40+», Боярские палаты

Ежегодный театральный проект Союза театральных деятелей «Лаборатория 40+», проходивший в Москве и Рузе с 5 по 19 сентября, завершился премьерой выпускного спектакля «Нутро».

В этом году Лаборатория собрала 13 мастеров театрального дела, заслуженных артистов, отдавших сцене более 20 лет. География региональных театров, откуда прибыли участники проекта, простирается от Волгограда до Якутска. Замечательный замысел – познакомить опытных актеров со свежими тенденциями в области сценического искусства, с новыми площадками, коллегами по цеху, дает участникам возможность встряхнуть свой творческий потенциал и получить стимул к дальнейшим поискам в сфере театральной деятельности.

17 и 18 сентября в Боярских палатах СТД РФ был представлен итоговый документальный спектакль «Нутро», который актеры и постановщик Дмитрий Крестьянкин органично вплели в исследовательскую суть проекта. Живая плоть этой работы взросла в процессе лаборатории. Исполнителям была предоставлена возможность выбрать свою уникальную, личную историю из багажа нажитого опыта и просто, без прикрас, рассказать ее зрителям так, словно это не спектакль, а обычная беседа-исповедь.

Источник фото: соцсети СТД РФ

На сцене пара микрофонов, синтезатор (композитор Алексей Восткриков, Санкт-Петербург) и одинокий стул. Когда-то в малолетстве почти всех ставили на табуретку-трибуну для декламации простеньких детских стихов, в исполнение которых мы вкладывали всю ребячью искренность. Задачи добиться подобной непосредственности в рассказе о самом трепещущем внутри, свести искусство и жизнь так, чтобы они стали неотличимы друг от друга, освободить свое нутро от груза репертуарных работ и облегчить душу перед переполненным залом так, как зачастую выговариваются перед случайными соседями по купе пассажиры поезда, сделали спектакль дышащим и чутким.

«В этой работе мне хотелось уделить внимание личным история участников лаборатории, узнать, какие темы волнуют старшее поколение коллег, насколько они будут состыковываться с моим восприятием театра и мира», – рассказал режиссер Дмитрий Крестьянкин и предложил исполнителям высказаться о «вещах, о которых мы думаем, но не говорим».

Источник фото: соцсети СТД РФ

Дмитрий Крестьянкин – молодой режиссер и художественный руководитель «Плохого театра» из Санкт-Петербурга, известный и работами на столичных сценах. Некоторым из своих подопечных в «Лаборатории 40+» он почти годится в сыновья. Тем не менее, сам постановщик уже тоже успел накопить личностный опыт того, «о чем думаем, но не говорим». Именно поэтому, свой спектакль Дмитрий начал с собственного краткого, но емкого высказывания о правде и лжи, их извечной борьбе за человеческую душу: бывает ли ложь во благо и если да, то не становится ли предателем ее автор?

За режиссером последовали актеры. Истории печальные и веселые, исполненные с пионерским задором и тихой грустью, о свободе от лжи, зависти, счастье, о разности и разновидностях любви и нелюбви «разогнали» зал на параболе «эмоциональных качелей». Из небольших рассказов-признаний встала в полном объеме сама жизнь, не уводящая, впрочем, далеко от театра.

Источник фото: соцсети СТД РФ

Актеры делились опытом детства. Старик Фрейд был бы рад своей правоте. Действительно, все самое незабываемое, на первый взгляд, незначительное, порой не по-детски грубое, ранящее, иногда, напротив, поддержанное любовью близких, живет в нас всю последующую жизнь и обуславливает дальнейшую биографию. Выбор профессии («когда б вы знали, из какого сора» нередко взрастают актерские таланты!), определяющие поступки, становление собственной семьи прямым образом вытекают из тех крошечных моментов детского бытия, которыми наполнили зрительный зал участники спектакля. 

На сцене, на глазах у зрителей родилось чудо единения двух видов театра: драматического, близкого к классике высокого искусства и новаторского, социально-документального «театра горожан», стремящегося к внедрению искусства в обычную жизнь обычных людей. Сложившееся попутно выяснение, какое состояние интереснее зрителю: когда он «обманываться рад» или же готов принять «театр в жизни» и даже с личным погружением в «служенье муз», было поддержано виртуозной режиссурой. Театр почти не вмешивался в правду историй, но бережно соединял их своим тонким присутствием.

Источник фото: соцсети СТД РФ

Мастер инклюзивного, вовлекающего театра Дмитрий Крестьянкин словно испытал актеров-профессионалов на прочность, предложив им перейти «на ниву» социального театра и попробовать расшевелить нутро свое и слушателей не столько игрой, сколько нерастраченной всуе исконностью существования. Найти в себе подобное состояние гораздо проще тем, кто не играет, а живет на сцене, то есть, непрофессиональным артистам. Раскрепостить свое нутро, извлечь его из «систем» и правил сценического цеха, а может быть, наоборот – сыграть актера-рассказчика, актера-любителя, используя профессиональные навыки – отличная идея для лабораторного исследования нутра театрального. Представленное полным внимания и сочувствия зрителям, «Нутро» явилось примером взаимодействия самостоятельной творческой работы артиста, искусной «оркестровки» ее режиссером с вечно волнующей правдой жизни, стремящейся подняться к недосягаемым вершинам искусства.

URL List