Спектакль, рожденный из любви. «Мама на Востоке», Театр Чё

«Сейчас, стоя перед вами на сцене, мы хотим выглядеть так, как того желают наши мамы. Ребята, переодевайтесь!» – даëт команду Евгений Балтин – режиссёр спектакля «Мама на Востоке». И актеры, Артур Мафенбайер, Александр Туравинин и Батраз Засеев, предстают перед зрителем в «домашнем обличии»: один из главных атрибутов – клетчатые закрытые тапочки. Ребята занимают свои места на трех стульях, расположенных на сцене полукругом. Этот спектакль – признание мамам в любви. «Конкретным женщинам, живущим на Востоке от Москвы», – дополняет режиссер. Камерное пространство Театра Чë становится хранителем теплых воспоминаний, связанных с разными периодами жизни актëров. 

Невольно хочется расслабленно сесть так же «по-турецки», как Саша; вспомнить первый приезд в Москву так же  жизнерадостно, как Артур; поделиться своей решительностью бороться за чувство справедливости так же смело, как Батраз. Представьте, что вы пришли на день рождения к близким друзьям, а вместо угощений – трогательные истории с музыкальной начинкой. Раз – зрители переводят телефон в беззвучный режим. Два – свет плавно затухает. И наконец, три – звучит первая история!

Фото: Александра Дёма

«Все мы родом из детства»

Первый слой метафорического торта, который зрители могут смаковать на протяжении трех часов, – детство. Прежде чем вернуться в дошкольный возраст, понадобится одна деталь – бумажный шар из IKEA, представляющий собой карту России. Артур, Саша и Батраз подходят к нему по очереди, чтобы показать зрителям расположение родного города. Вот теперь можно начинать путешествие по закоулкам воспоминаний. Утренник, к которому нужно успеть не только выучить стихотворение, но и создать самый яркий и необычный костюм – помогает, конечно же, мама. Бесплатный проезд в автобусе после 6 лет – разумеется, после договоренности с мамой. Любопытство ко взрослым, более интимным вещам – от мамы, само собой скрыть не удается. Саша, Артур и Батраз детально прорисовывают красочные моменты детства. Все эти истории вызывают широкую улыбку на лицах и актеров, и зрителей. В главных ролях – остроумные непоседы, тонко чувствующие этот мир. Такими видит зритель парней. Как же без рассказов про переезд в Москву? Это немаловажная тема для ребят! Стать частью огромного столичного мира – звучит захватывающе, хоть и не без приключений, о которых радостно повествуют актеры. Каждый рассказ объединяет присутствие мамы, и от этого становится особенно тепло. 

Фото: Александра Дёма

«-Руки? 
-Чистые! 
-Лицо? 
-Умытое! 
-Всем-всем приятного аппетита!»

Следующий слой – пионерский лагерь. Зрителям предстоит прочувствовать широкий спектр эмоций: волнение перед знакомством с танцевальным отрядом девчонок; сомнение в собственных способностях, но в то же время жгучее желание показать себя; внутренний трепет вперемешку со страхом разоблачения в дилетантстве. «А помните лагерные дискотеки?» – обращается к залу Саша. И зрители понимающе кивают: всë так, и такой опыт имеем. Повзрослевшие, привлекательно-обаятельные Гэтсби готовы очаровывать девушек. И вновь соприкосновение с чем-то очень откровенным, интимным. Темный зал на время превращается в наполненную ароматной косметикой и пестрыми платьями комнату, где в тихий час появляются мальчики с колодой карт. Правда, главный герой истории – Артур – выбирает занятие поинтереснее. В один миг он становится массажистом в SPA-салоне. Финал этой истории не менее интересный! В комнату неожиданно заходит мама – редкий гость лагеря (ведь для посещения отведен родительский день – в середине смены). Даже здесь – неразрывная связь с родительским миром. 

Фото: Александра Дёма

«А судьи кто?»

Верхний слой – рассказы о поступлении в театральный. И украшен он чем-то сладким – например, шоколадной посыпкой, ведь именно на этом этапе наибольшая концентрация тепла и поддержки между родителями и детьми, уже мыслящими по-взрослому. В самый ответственный момент рядом мама. И она точно знает, как замотивировать сына – дать то, что ему нужно в эту единицу времени. У каждого это свое. Одному можно помочь на вербальном уровне, а другого в буквальном смысле приходится подталкивать к решению сложных вопросов. Эффект одинаково положительный: поступившие тогда ребята, ныне – актеры с большим опытом работы, с благодарностью и нежностью относятся к своим мамам, храня воспоминания о ценных наставлениях в важные минуты жизни.

Фото: Александра Дёма

Включенность зрителя

Вишенка на торте – взаимодействие со зрителем! На протяжении всего спектакля они помогали актерам возвращаться в детские годы. Сыграть бабушку в автобусе – не вопрос, быть сплоченным залом на спектакле «Ромео и Джульетта» – только в радость. Кстати, «Мама на Востоке» тоже объединил зрителей, причем видимыми ниточками – они связывают общие моменты из детско-юношеской поры каждого, кто присутствует в зале. Атмосфера всеобъемлющей любви дает определенный заряд на оставшийся вечер (после торта самое то!) и последующие дни, а публика благодарит актеров за открытость и возможность побродить по собственным приятным и очень значимым воспоминаниям. 

Фото: Александра Дёма

Автор Алеся Воронова

URL List