Музыка Чайковского и электронная музыка, классический балет и современный танец, необъятное пространство «ГЭС-2» и рассеянный свет… В Доме культуры «ГЭС-2» состоялась премьера балета «Озеро» – первого большого спектакля, подготовленного специально для пространства Проспекта (самое большое пространство Дома культуры).
Композитор Антон Светличный обратился к музыкальной партитуре Петра Чайковского, выбрал фрагменты из всех вальсов «Лебединого озера», уложил их в несколько тональностей и написал буквально по минуте музыки в каждой из этих тональностей. По словам композитора, «где-то Чайковский слышен очень хорошо, а где-то упрятан в молекулярной структуре и неразличим без микроскопа».
Хореограф Альбина Вахитова отталкивалась от того, что архитектура здания – это часть спектакля, а не только декорация. Танец дополняет основную мысль архитектора Ренцо Пьяно – с помощью рассеянного света, проникающего через стекло, создается иллюзия необычайной лёгкости и парения. По словам Вахитовой, «перформеры и их движение становятся частью этой единой, текучей экосистемы».
Действие, в котором принимают участие более 20 артистов, одетых преимущественно в светлые облегающие костюмы (художник – Юлия Савельева), разворачивается в абсолютно пустом пространстве. Уже с первых нот зритель понимает, что прямо перед ним озеро, где, сбившись в стаи, погружены в сон его обитатели – слышен плеск воды и пение птиц. Минута-другая и наступает пробуждение: перформеры медленно, тягуче и хаотично разбредаются по пространству, где движутся сумбурно и непоследовательно.
Меняются музыкальные ритмы и меняется танец: хаос преобразуется в систему, которая вновь превращается в хаос, череду синхронных повторений сменяет ряд асинхронных последовательностей. Перформеры могут бежать, прыгать, выбрасывать хаотичные батманы, просто ходить цепочкой, вырисовывая знак бесконечности, а могут разбиться на дуэты и покорять публику классическими па и поддержками, либо держать в напряжении, выполняя почти акробатические повороты с партнёром.
Мило и наивно выглядит на этом «Озере» танец маленьких утят, зловеще и настороженно – скученность перформеров вокруг одного героя. К балету не прилагается либретто, и всё происходящее зритель волен трактовать на своё усмотрение, как и выносить вердикт, достаточно ли в танце лёгкости и парения, продолжил ли танец идею архитектора.