В Москве открылся IV Зимний международный фестиваль искусств

В этом году праздник музыки, литературы и театра начался 11 января в МХТ им. А. П. Чехова спектаклем «Не покидай свою планету». Постановку по мотивам книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сделали режиссёр и художник Виктор Крамер, актёр Константин Хабенский, маэстро Юрий Башмет и композитор Кузьма Бодров. Спектакль – своеобразный талисман башметовского фестиваля: его премьера прошла в 2016 году в рамках Зимнего международного фестиваля искусств в Сочи. 

Программа 2023 года посвящена юбилею артистического директора и идейного вдохновителя фестиваля – Юрия Башмета. Литературно-музыкальные композиции, спектакли и концерты разных стилей и направлений пройдут на знаковых площадках столицы. Фестиваль продлится до 11 февраля.

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

24 января, Концертный зал им. П. И. Чайковского
«Юрий Башмет 70». Концерт в День рождения
4 года назад в Москве впервые прошел Зимний международный музыкальный фестиваль, посвящённый дню рождения Юрия Башмета. В этом году праздник музыки в честь 70-летия маэстро пройдёт как очень личная история самого Маэстро. Программа торжественного концерта держится в тайне, но можно с уверенностью сказать, что этот вечер запомнится надолго.

27 января, МХТ им. А. П. Чехова
Литературно-музыкальный вечер «Истории любви»
В программе – рассказы Антона Чехова, Максима Горького, Михаила Булгакова, Александра Вампилова, Александра Куприна, Ивана Бунина
Режиссёр – Георгий Ковалёв
Исполнители – Михаил Пореченков, Игорь Верник, Игорь Золотовицкий, Авангард Леонтьев, Ирина Пегова, Кристина Бабушкина, Анна Чиповская
Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Композитор – Кузьма Бодров
Событие приурочено к 70-летию маэстро Юрия Башмета и открывает программу юбилейного года, посвящённого 125-летию МХТ.
Артисты в сопровождении оркестра прочтут рассказы авторов, знаковых для Художественного театра. Каждый рассказ – история любви. Первой, безответной, счастливой, святой… У каждой истории – своя музыка, специально написанная Кузьмой Бодровым.

29 января, Концертный зал им. П. И. Чайковского
«Классика встречает джаз»
Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Московский джазовый оркестр под управлением Игоря Бутмана
Каждая встреча классики и джаза в лице двух маэстро – настоящий праздник музыки, который дарит публике неожиданности и сюрпризы. Классические мелодии в джазовой обработке и традиционные «стандарты» в оркестровом обрамлении, непривычное звучание известных хитов и яркие новинки – траектория полёта творческой фантазии Игоря Бутмана и Юрия Башмета никого не оставит равнодушным.

3 февраля, Концертный зал им. П. И. Чайковского
«Рождение Человека», концерт-спектакль по рассказам Максима Горького и произведениям Эдварда Грига
Режиссёр – Марина Брусникина
Исполнители – Евгений Миронов, Александра Урсуляк
Фольклорный ансамбль «Комонь»
Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы»
В творчестве Горького и воспоминаниях о нём называется большое количество музыкальных произведений: от русской народной песни до мировой классики. Одним из любимых композиторов писателя был Эдвард Григ. Его произведения легли в основу спектакля-концерта.

5 февраля, Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя
Премьера фестиваля
«Живые и мёртвые. Солдатами не рождаются», спектакль по роману Константина Симонова 
Совместный проект с Центром театра и кино под руководством Никиты Михалкова
Режиссёр – Полина Агуреева
В ролях – Сергей Шакунов, Максим Литовченко, Алексей Вертков, Николай Чиндяйкин, Юрий Беляев, Иван Добронравов, Фёдор Малышев и др.
Композитор – Валерий Воронов
Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Спектакль о том, как осмыслить не факты сами по себе, не хронику войны, а духовное состояние людей в этом страшном испытании, человеческую основу их поступков, жизнь и смерть в их неразрывной связи на войне. Понять, какой ценой в условиях войны, где нет привычной человеческой логики, люди сохраняют в себе Человека.

7 февраля, ГЭС-2
Специальный проект к 150-летию С. В. Рахманинова
Симфоническая поэма «Остров мертвых»
«Вокализ» (хоровое переложение)
Хор «Пантелей-целитель»
Сюита «Симфонические танцы»
Камерный хор Московской консерватории, дирижёр – Александр Соловьёв
Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», дирижёр – Юрий Башмет
Световое решение концерта принадлежит художнику Ивану Виноградову, лауреату премии «Золотая маска», в настоящее время сотрудничающему с МХТ им. А. П. Чехова. В соавторстве с ним Юрий Башмет осуществил «Ночь Чайковского» на фестивале в Клину и грандиозное исполнение «Ленинградской» симфонии Шостаковича под открытым небом в Санкт-Петербурге.

08 февраля, Малый театр
«Кроткая». Фантастическая история о крахе одной идеальной системы по мотивам повести Ф. М. Достоевского
Режиссёр-постановщик, художник-сценограф и автор инсценировки – Виктор Крамер
В главной роли – Сергей Гармаш
Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Композитор – Кузьма Бодров
Этот спектакль о нашей роковой и нелепой страсти, всё построить под себя, под свои казалось бы столь продуманные и выверенные планы. О нашем неумении видеть настоящее, неповторимое и живое рядом. О постоянном стремлении доделать и доработать его, это живое и неповторимое под себя, под свои эфемерные цели.
Наша рецензия

8 февраля, Концертный зал им. П. И. Чайковского
Tenores di Bitti «Mialinu Pira» (Италия, Сардиния)
Музыканты используют архаичную (нетемперированную) манеру звукоизвлечения, которую в 2005 г. ЮНЕСКО причислило к «шедеврам устного и нематериального культурного наследия человечества». И религиозные песнопения, и светские напевы, исполняемые в своеобразном четырёхголосии, сохраняют подлинность многовековых традиций, побуждая вспомнить о праистоках хорового пения, упоминавшегося ещё на страницах Ветхого Завета.

11 февраля, Большой зал консерватории
Закрытие фестиваля
Д. Д. Шостакович «Симфония №7»
Всероссийский юношеский симфонический оркестр
Основатель, художественный руководитель и главный дирижёр – Юрий Башмет
Уже восемьдесят лет назад симфония Шостаковича была воспринята миллионами как символ – безусловной веры в победу созидательных сил человечества над варварством агрессивного невежества. Эта партитура как никогда созвучна сегодняшнему дню; её исполнение станет генеральной кульминацией фестиваля в Москве.
БИЛЕТЫ