18 мая в театре «Сфера» состоится премьера спектакля «Ревизор» по пьесе Николая Васильевича Гоголя. Написанная почти двести лет назад, пьеса по сей день не теряет своей актуальности, ведь ее персонажи и их повадки, к сожалению, вечны. Но, как и тогда, так и сейчас, ничто не мешает нам от души посмеяться над чиновничьей глупостью и жадностью, и очередной раз поразиться невероятному везению юного оболтуса Хлестакова, которому все сошло с рук.
Для театра «Сфера» это первое обращение к «Ревизору», идея постановки принадлежит режиссеру Сергею Виноградову, недавно выпустившему в «Сфере» спектакль «Лес» по пьесе Островского.
Благодаря гостеприимству театра, мы заглянули на репетицию и поговорили с участниками постановки.
Сергей Виноградов (режиссер)
Поставить «Ревизора» было давним желанием, я очень люблю эту пьесу, мне кажется, именно с нее начался русский театр в том его понимании, которое есть сейчас, потому что драматургия такого уровня началась именно с Гоголя. В театре «Сфера» уже есть одна моя работа – спектакль «Лес» по Островскому, и я очень рад, что Александр Викторович Коршунов поддержал и идею постановки «Ревизора». «Сфера» – удивительный театр, живой, со своей историей, прекрасным коллективом, неповторимой атмосферой и аурой состоявшегося театра. Здесь очень комфортно работать, да и просто находиться, я прихожу сюда как будто домой.
В спектакле мы исследуем мышление «бедных» людей. Ведь история не о том, что Городничего поймали (кстати непонятно поймали или нет, в пьесе об этом не сказано), а о том, как надо было завраться, завороваться, и какой страх от этого испытывать, чтобы какого-то клоуна принять за ревизора. Городничий и компания находятся в состоянии постоянного стресса, обусловленного исключительно мышлением бедного человека, раба, который использует любую подвернувшуюся возможность на чем-то нажиться. Получил такой человек должность, и не про ответственность думает, а про то, сколько и где он сможет украсть, напихать себе в мешок, чтобы хватило на всю жизнь. Такая рабская психология и делает их слабыми и уязвимыми, ведь сильный и полноценный человек не будет воровать, ему это не нужно. Это больная тема для России, и она никуда не ушла, хотя временами и становится лучше, но глобально мало что меняется.
Наш Хлестаков – прежде всего ребенок. Не алчный, не злой, наивный ребенок, который все время проверяет до какой степени вранья он может дойти. Он не очень понимает что с ним происходит, но этим происходящим увлекается и заигрывается.
Хлестакова у нас играют в состав Павел Степанов и Даниил Толстых. Есть такая практика – назначать на одну роль очень разных актеров, и я думаю, что это полезная штука. В работе с персонажем они как бы используют разные краски, а за счет одновременной работы помогают друг другу вытаскивать какие-то нюансы, которых, может быть, у одного нет, а у другого есть. Что-то мне нравится как делает Даня, что-то – Паша, и я стараюсь соединить эти моменты и сделать так, чтобы получилось продуктивное взаимное влияние.
Даниил Толстых (исполнитель роли Хлестакова)
История с «Ревизором» у меня началась еще в институте. Мы проходили трудовую практику в Малом театре, и проходили ее именно в спектакле «Ревизор», где играли солдат в доме Городничего. Так что эту пьесу я знаю досконально. Не помню сколько спектаклей мы сыграли, но их было явно достаточно для того, чтобы текст невольно отложился в памяти. Сейчас, когда я говорю, что распределен на роль Хлестакова, все, мягко говоря, удивляются. Существует некий стереотип, эталон внешности персонажа: худенький, стройный, изящный, с кудрявой шевелюрой. А тут я (смеется). Но мне как раз кажется, что это хорошо, он может так выглядеть. Есть же люди, которые не очень хорошо выглядят, но всячески стараются себя облагородить, приукрасить, и это проявляется и во внешности, и в поведении, и в манерах, и в разговорах. Вот я и придумал для себя такой ход: мой Иван Александрович немножечко «облезлый», но украшающий себя и внешне, и внутренне. Каждое действие, каждое слово, каждый взгляд для него – события, складывающиеся в водоворот, который его захлестывает. Может быть, он чуточку глуповат, зато быстро ориентируется и интуитивно попадает в точку. А еще он везучий и упертый, нигде не сдает назад, летит на волне азарта. Мне кажется, что если бы он продумывал и планировал эту ситуацию, у него ничего бы не получилось.
Павел Степанов (исполнитель роли Хлестакова)
Я пока в работе, и у меня еще нет законченного образа Хлестакова, мне предстоит проделать долгий путь к своему герою. Я стараюсь сделать его современным, приблизить к нашим реалиям, чтобы он был понятен зрителям. Хлестаков скорее азартный игрок, чем мошенник, просто человек, оказавшийся в определенной ситуации и удачно ею воспользовавшийся. Он же не аферист, который ездит по городам и представляется чиновником. Он случайно попадает в определенные обстоятельства и начинает их раскручивать, играть. А так как он картежник, в нем есть эта страсть к игре, она его затягивает в какой-то вихрь и остановиться уже невозможно. Плюс работы вдвоем над одной ролью в том, что ты можешь посмотреть со стороны, какие-то вещи учесть, какие-то хорошие находки присвоить. Мы с Даней в жизни очень разные, и Хлестаковы у нас будут разные. Для зрителя, мне кажется, будет небезынтересно увидеть двух разных Хлестаковых.
Антон Алипов (исполнитель роли Городничего)
Гоголь для меня не просто высота, а абсолютная величина. Гоголь – гений! Он из тех авторов, которых можно по пальцам пересчитать: Шекспир, Гоголь, Достоевский… «Ревизор» – фееричный, блистательный текст, за легкостью и анекдотичными штучками которого лежит глубокое проникновение в тайны жизни, бытия, веры. Это не просто трагикомедия или социальная драма, в ней есть, на мой взгляд, элементы и мистики, и ужаса. То, что творят чиновники, действительно страшно, но Гоголь настолько смешно все это описывает, что невольно возникают даже какие-то теплые чувства к героям, сочувствие, а юмор эти чувства выявляет и подчеркивает. Как говорит наш коллега – Александр Парра – эту пьесу можно просто положить на авансцену и уже будет смешно.
Образ Городничего я, конечно, делаю не один. В первую очередь, его уже нарисовал Гоголь, затем режиссер, а потом уже я. Получается такая мистическая 3D проекция, состоящая из нескольких лучей, каждый из которых светит со своей стороны. В нашем спектакле роль Хлестакова исполняют в состав два актера, и хоть мой Городничий и не будет принципиально меняться, но некоторые оттенки, нюансы, повороты безусловно будут присутствовать во взаимодействии с каждым их Хлестаковых.
Фоторепортаж с репетиции спектакля