«Вино откупорено, надо его пить…» Спектакль «Павел I», Театр Вахтангова

Март 1801 года, Петербург, убийство императора Павла I. Этим событиям посвящён новый спектакль Театра Вахтангова «Павел I», вышедший на Новой сцене. Режиссёр Наталья Ковалёва обратилась к одноимённой пьесе Дмитрия Мережковского, дополнила её фрагментами поэтической трагедии Евгения Симонова «Смерть Павла Первого», кое-что дописала от себя. Получилась масштабная драма – историческая, семейная, личная.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Здесь Павел I, которого многие знают по учебникам истории как безумца, пытавшегося перечеркнуть всё сделанное в годы царствования Екатерины II, предстаёт отчаянно одиноким человеком, недолюбленным в детстве ребёнком, слепым глупцом и доверчивым растяпой. Эту роль блистательно исполняет Юрий Поляк (в другом составе Александр Олешко). Павел уже получил трон, в его руках вся огромная империя, нужно смотреть в будущее и вершить дела, но его тянут в прошлое детские обиды, до такой степени застилающие глаза, что он становится невероятно жесток и не видит возле себя подлецов и проходимцев.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Павел бесконечно выясняет отношения с умершей матерью, которая является ему в виде призрака (Ирина Дымченко), громыхая тростью. Павел хочет материнской ласки, но в то же время стремится сделать ей больно, но её укорами и упрёками не проймешь. Екатерина II – великая женщина, железная леди, императрица по праву, вот уж кто всегда смотрел вперёд и не зацикливался на мелочах.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Не близок Павел и с живой роднёй: сыновья его, скорее, жалеют, жена обеспокоена его душевным здоровьем, невестка ненавидит. При дворе царят интриги и хаос, наследник престола Александр (Клим Кудашкин) нерешителен и боязлив, смотрится бледной тенью на фоне заговорщиков, вынашивающих план свержения царя. Отдушину отшельник-император находит лишь во встречах со своей фавориткой Анной Гагариной (Мария Риваль), с ней он может быть искренен, не стесняясь, говорить о страхах, жаловаться, делиться воспоминаниями.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

С лёгкостью обводит Павла вокруг пальца военный губернатор Санкт-Петербурга граф Пален (Игорь Карташёв) – личность скользкая, двуличная, хитрая, но решительная. У него есть план на любое развитие событий в ночь дворцового переворота, ему нечего терять и, философски констатируя «Вино откупорено, надо его пить…», Пален становится катализатором событий, приведших к цареубийству.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Мрачный Михайловский замок, в котором разыгрываются многочисленные драмы, сценограф Максим Обрезков представил в чёрно-серых тонах, на которых, играя, свет создаёт эффект сырости – зловещей, могильной, пробирающей до костей. Расположенный в центре прямоугольный подиум превращается и в царские хоромы, и в плац для военных маршей, и в место встречи заговорщиков. Стоящие в глубине сцены металлические конструкции-леса, по которым суетливо карабкаются герои, – способ выразить неразбериху и отсутствие единства в происходящих событиях.

Фото предоставлены пресс-службой театра. Фотограф Валерий Мясников

Костюмы в стиле заявленной эпохи, отточенный дворцовый этикет, атмосфера придворных балов и военных парадов не дают усомниться зрителю, что он присутствует при делах государственных. Колебания заговорщиков, пытающихся храбриться при помощи спиртного, выраженные на сцене с помощью пантомимы, вносят в серьёзное действие комические нотки. Страшный момент гибели Павла от удушья шарфом элегантно обыгран струящейся шёлковой материей.

URL List