Невозможно хороший человек. «Мое загляденье» в рамках лаборатории «АРТХАБ»

В МХТ им.Чехова продолжаются показы эскизов спектаклей в рамках лаборатории «АРТХАБ».
15 мая зрители увидели работу режиссера Филиппа Гуревича по пьесе Алексея Арбузова «Мое загляденье». Жанр пьесы, написанной в 1969 году, автор определил как «оптимистическую комедию» и особо отметил, что играть ее следует «очень воодушевленно».

«Мое загляденье» – о «невозможно хорошем человеке» Васе Листикове, чистом, честном и любящим, кажется, весь мир. Вася принимает все, как должное, ни на что не обижается и, как мантру, повторяет свой девиз: «Нечего унывать, если ты живешь на свете, если тебе позволили это удовольствие». Жена Васи уходит к его лучшему другу – не страшно! Они же нашли любовь! Отец не пускает Васю на порог – ничего! Его тоже можно понять. Васю посылают по службе в какое-то захолустье – отлично! Наладим там работу. В общем, Вася – это… Вася.

Фото: Анна Смолякова

Смешная и трогательная пьеса привлекает не только своей простотой, но и самим текстом, который звучит то как партийный лозунг, то подражает высокому стилю, то вдруг становится совершенно абсурдистским. Но главное в ней – доброта и надежда, которых, как бы банально это ни звучало, очень не хватает в наши дни. 

Режиссер Филипп Гуревич:

Нам хотелось придумать некое советское дель арте, масочную структуру. В пьесе есть дуалистичность, все думают, что главный герой – это маска, что невозможно быть таким открытым, все терпящим и все «съедающим». Обычно, когда мы встречаем таких людей, думаем, что это обман, что у него под маской тысяча слоев (как у лука), а Вася Листиков действительно такой. А вот остальные персонажи, населяющие пьесу, прячутся за определенные социальные маски, им сложно быть такими какие они есть, потому что жизнь, на их взгляд, сложна и груба. 

Фото: Анна Смолякова

Пьеса привлекательна еще и тем, что ты читаешь и думаешь: ну не может же быть так наивно и по-дурацки, и при этом чувственно, просто, как живительный эликсир в наше непростое время. В ней есть принцип абсолютного наива, чистоты и при этом удивительная сила подтекстов, поэтичного языка Арбузова. Почему они так говорят, почему так выстраивают свои мысли, почему так воспринимают реальность? Для меня это не лирично, не мелодраматично, а очень чувственно, я так воспринимаю текст. Очень важно, что внутри очень жесткой гротескной формы, которая вскрывает абсурдность и жестокость ситуаций, которые происходят с главным героем, есть зона, где каждому больно, где каждый не знает, что делать с собственной жизнью, потому что он максимально запутался. 

Фото: Анна Смолякова

Что касается основной темы, я пытаюсь понять, что это за сила – принимать жизнь такой, какая она есть. С этой точки зрения мне интересен Вася Листиков, и я понимаю, что я так не смог бы. Человечество так устроено: мы всегда ждем спасителя, что он придет и расскажет нам как жить, и при этом нам нужен человек, в которого можно бросить камень, это какая-то дуалистическая человеческая природа. Поэтому мы все очень хотим быть с Васей Листиковым, и в то же время ненавидим его присутствие рядом. А когда он уходит, нам становится невыносимо грустно. 

В ролях: Олег Сапиро, Николай Сальников, Никита Языков, Софья Евстигнеева, Юлия Ковалева

Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова
Фото: Анна Смолякова

URL List