С мая по октябрь в Москве проходит традиционный ежегодный Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова. В этом году на фестиваль приедут коллективы из тринадцати стран мира, а зрители увидят постановки разных жанров. В рамках «Мировой серии», 5 и 6 июня публике представили спектакль «Камень глупости» – совместный проект Международной конфедерации театральных союзов и Республиканского театра белорусской драматургии.
Автора пьесы – белорусского драматурга Константина Стешика – хорошо знают в России. В его текстах – простые человеческие истории и близкие всем персонажи, говорящие с читателем/зрителем живым языком о самых тонких материях и болезненных переживаниях. «Камень глупости» – не исключение. Главный герой пьесы – 40-летний бухгалтер Роман – перенес операцию на головном мозге, после которой потерял всякие иллюзии относительно своей и чужой жизни. По аналогии со средневековым «извлечением камня глупости», оперативное вмешательство сделало мир героя очевидным и невыносимым.
Отличительной особенностью спектакля режиссера Дмитрия Зимина стало абсолютное единение с ритмом и тоном текста. Как и сама пьеса, постановка построена на полутонах и паузах, иногда говорящих больше, чем слова. Зрителям предлагают вслушаться в тишину, найти в ней самые сокровенные, непроизнесенные мысли. Тишина и пустота окружают всех героев истории: разведенных родителей Романа, его друзей, которых он навещает не из желания, а из чувства долга, и даже больничных санитаров, так или иначе присутствующих при этих встречах.
Сценография также пронизана философией текста (художник Алена Игруша). Лаконичность и минимализм – именно то, что не отвлекает от смысла, поддерживая «тихое» повествование: минимум реквизита и бутафории, никаких излишеств в костюмах, белый задник, на котором изредка проплывают слова. Основным художественным инструментом в спектакле становятся свет и тень, отражающие эмоциональный рисунок персонажей. Свету вторит музыка (композитор Александр Ситников), как ни удивительно, не нарушающая, а словно вплетающаяся в тишину.
Тихие, казалось бы, бытовые разговоры отражают не только характеры, но и судьбы героев, весь их жизненный путь. Как всегда у Константина Стешика, это самые обычные люди – смешные, печальные, немного сумасшедшие, со своими идеалами, причудами и трагедиями. Забавно, но самой «живой» из них оказывается Марина (Анна Семеняко) – девушка-призрак, не пережившая операцию, с которой Роман познакомился в больнице. Именно она (а точнее – его собственное подсознание) возвращает героя из тоскливой пустоты обратно в сияющий всеми красками мир.
Почти по-чеховски герои спектакля «обедают, пьют чай, а в это время рушатся их судьбы», только взамен безысходности – надежда, ощущение какой-то теплоты и света, грядущего счастья. Избавившийся от «розовых очков» Роман (Максим Брагинец), поначалу жесткий, и даже жестокий, ведя бесконечные диалоги не столько с окружающими, сколько с самим собой, осознает, что смысл жизни в простых вещах и близких людях. И не стоит пытаться переделать кого-то по своему образу и подобию, нужно принять людей, мир, и себя, и любить безусловной любовью.