Права художников-постановщиков. О чём стоит помнить при подписании договора

Действующая четвёртая часть Гражданского кодекса прописывает закреплённые законом права обладателей на результаты интеллектуальной деятельности. Подробные, казалось бы, условия и гарантии, предоставляемые законом, создают уверенность в защищённости собственных прав, однако на деле многое из того, что прописано в нормах об авторском праве, зависит от конкретных обстоятельств. И, в первую очередь, от договора, по которому передаются права или часть прав на произведение или произведение составляется по договору авторского заказа.

Чаще всего договоры такого типа заключаются с художниками, сотрудничающими с театрами, выставочными центрами, online-галереями и иными творческими союзами. Именно художники-постановщики в любом сложном произведении имеют объём авторских прав, позволяющий им выступать веским сдерживающим фактором в случае нарушения норм закона. Но это не значит, что любой художник, в частности, театральный, вне зависимости от конкретных обстоятельств, сохраняет за собой все права, предусмотренные Гражданским кодексом. Весь объём имущественных и неимущественных прав, закрепляемых за художником-постановщиком, определяется в договоре, и его статус зависит исключительно от положений такого договора и от его вида, согласно которому автор создаёт или передаёт определённые произведения.

 Авторское право, вне зависимости от типа договора, по умолчанию принадлежит художнику, если в соглашении не будет указано, что автор отдаёт все права новому правообладателю. Такое встречается редко, однако в случае полного отказа от всего комплекса своих прав, предоставленного законом, стоит значительно завысить гонорар и помнить о том, что любые претензии, связанные с не упоминанием художника в качестве автора после подписания такого документа ничтожны.

Если художник-постановщик является сотрудником театра и создаёт сценографию спектакля как служебное произведение, он должен помнить, что исключительное право на такое произведение принадлежит театру. Однако закон не запрещает предусмотреть другие условия в договоре между работодателем и автором. Следовательно, если стороны решат, что все права на произведения всё равно остаются у автора, то в договоре необходимо прописать пункты лицензионного соглашения, в которых художник даёт своё согласие на использование его эскизов в спектакле, разрешает запись такой постановки и даёт иные права, за которые получает вознаграждение, в том числе, авторские с платных и бесплатных показов.

Нередки случаи, когда художники-постановщики, заключившие трудовой договор с театром или иным учреждением культуры, требуют гонорар за создание эскизов к новому спектаклю, то есть, помимо установленной заработной платы авторы хотят получить вознаграждение за сценографию, довольно сложный процесс, требующий умственных и творческих усилий. Однако возможно это или нет, можно определить, прочитав трудовой договор и должностную инструкцию. Если, согласно этим документам, в обязанности художника-постановщика входит создание эскизов к спектаклям, получать за такую работу вознаграждение в виде отдельного гонорара нельзя. В этом случае работодатель может решить сложившуюся проблему одним из двух способов, предусмотренных законом: выплатить гонорар в качестве премии (если деньги не бюджетные), по возможности разделив на несколько месяцев, либо изменить условия трудового договора и должностную инструкцию, оставив все полномочия сотрудника, кроме создания сценографии к спектаклям. В этом случае заключение гражданско-правового договора на создание художественных эскизов к спектаклю будет уместным.

Однако вне зависимости от типа договора и условий оплаты, определённых им, художникам и театрам стоит обратить внимание на дополнительные пункты документа, которые гарантируют каждой из сторон права на использование произведения.

Так, если художник хочет использовать фрагменты созданной сценографии или всю её полностью на выставках, биеннале и других мероприятиях, в том числе конкурсах, не получая при этом каждый раз согласие от театра, который в определённых случаях может отказать или затянуть процесс дачи соответствующего разрешения, достаточно указать, что автор имеет на это полное право без дополнительного обсуждения.

А чтобы театр мог беспрепятственно показывать спектакли неограниченное количество раз, в договоре необходимо отдельным пунктом прописать, что художник даёт согласие на показ спектакля с использованием его сценографии на конкретной территории (город, страна, мир), на определённый срок, установленный сторонами.

Если в договоре прописан авторский надзор, то театр обязан организовать условия для такого надзора. Однако художникам стоит помнить, что в случае работы с государственным театром, реализующим государственный бюджет, все расходы, связанные с приездом, проживанием и иными издержками, не входящими в гонорар, с наибольшей вероятностью будут прописаны в общую цену договора и будут выплачиваться в пропорции: 30% предоплата и 70% оплата после подписания акта выполненных работ. Такая процедура связана с невозможностью большинства учреждений культуры прописать в договоре и в документах на закупку издержки, не связанные с оплатой оказываемых услуг. Следовательно, в этом случае художнику-постановщику стоит пойти на уступки и согласиться на такие условия оплаты.

Таким образом, все права и обязанности, определяемые в договоре и не противоречащие закону, имеют юридическую силу и сторонам стоит ответственно подходить к определению каждого пункта, чтобы в будущем не пришлось подписывать дополнительные соглашения и встречаться в суде.

Автор – Валерия Маламура