Моноспектакль – самый трудный жанр на театральной сцене. Ответственный и волнительный. Это сольная партия, когда актёр один на один с автором, героями, зрителями. Игра, в которой не спрячешься за коллег, никто не «подкинет» забытый текст, не выручит из затруднения. Минимум декораций, максимум обнажения актёрской сути, мастерства, ремесла в сочетании с одухотворением переживаний.
Соло – это, когда ты один, а зрителей много. Это смелость предстать перед «тысячей биноклей на оси». Возможность выйти из тени и показать себя миру. Шанс исполнить мечту.
В пятнадцатый раз Международный фестиваль моноспектаклей «SOLO» прошёл в Театральном центре «На Страстном». 10 спектаклей большой формы и 7 камерных в разнообразии жанров от документалистики и автофикшн-проектов до интерпретаций классики представили артисты из 12 городов России, Армении и Абхазии.
Наши корреспонденты делятся с вами впечатлениями от спектаклей, на которые пал их выбор.
«В лучах». Государственный русский театр драмы им. Ф.А. Искандера, Абхазия.
Режиссёр – Антон Корнилов, исполнитель – Ирина Делба.
Хрупкая и трепетная абхазская актриса Ирина Делба в одиночку выносит на своих плечах сложнейший материал – биографический и научный. Рассказ о женщине-гении Марии Склодовской-Кюри она ведёт от обыденных фактов не всегда счастливого детства до яростного противостояния судьбе, общественным устоям, божественной вере. Всё нарастающей энергией исполнения актриса раскаляет зал до голубоватого свечения радиолюминисценции и словно сама сгорает в этих лучах. Сознание зрителя возмущается несправедливостью мира и восхищается силой духа маленькой женщины, которая из серой мышки в начале спектакля в финале превращается в красавицу, знающую цену себе и своим достижениям.
«Спектакля нет…». Проект Ивана Дергачëва, Москва.
Режиссёр и исполнитель – Иван Дергачëв.
Спектакль…. или нет? Навеянная современным видом искусства «stand up», иногда ностальгически напоминающая любимый детский «Ералаш», тщательно подготовленная, мастерски и вдохновенно воплощëнная импровизация. Автор и исполнитель Иван Дергачëв не ищет сложных путей, а берётся за ласковые, тëплые и всегда беспроигрышные воспоминания из собственного детства. Получается история о стране, о взрослении мальчишки, о мечте, становлении художника и немного о любви. К родителям и к женщине. К театру и к жизни.
Спектакль «Как я пришла в сознание». Театр «Практика», Москва.
Режиссеры – Глеб Черепанов, Елена Оленина, Дина Корзун, исполнитель – Дина Корзун
Дина Корзун ищет себя в мире театра, духовности и материальности, держит весь зрительный зал в состоянии напряжения. Среди декораций-символов, всплывающих в рассказе актрисы мы узнаем её тернистый путь: сначала маленькой девочки, ищущей внимания людей вокруг, после – студентки театрального института, и в конце концов известной актрисы, исполнившей роль Яи в картине Валерия Тодоровского «Страна глухих», ту самую роль, которая вместе с узнаваемостью принесла ей и немало горестей.
Любой человек ищет свое место в этой большой вселенной, поэтому путь, который все проходят вместе с актрисой откликается и заставляет задуматься, а на своем ли я месте, пришел ли я в сознание?
«Один фунт сердца». Ванадзорский государственный драматический театр имени Ованеса Абеляна (Армения)
Режиссер – Ваге Шахвердян, исполнитель – Арамаис Саркисян
Спектакль поставлен по пьесе драматурга Самвела Халатяна, вдохновленной знаменитой комедией Уильяма Шекспира «Венецианский купец». В этом произведении акцент смещается с денег на национальную гордость, драматург исследует, как стремление Шейлока к мести обусловлено желанием восстановить свое достоинство, а не простой денежной выгодой. На сцене актер Арамаис Саркисян рассказывает свою историю, взвешивая на древних весах не столько материальное, сколько духовное, побуждая зрителей по-новому взглянуть на одного из самых противоречивых персонажей Шекспира.
«Стивен Хокинг. Мир в ореховой скорлупе». Кировский театр кукол имени А.Н. Афанасьева
Автор и режиссёр – Алексей Егоров, исполнитель – Егор Паншин
Школьная доска, множество формул, горящие глаза увлечённого физикой молодого человека, перспективы большого будущего, но внезапный недуг того гляди всё перечеркнёт и оставит героя на обочине жизни… Егор Паншин и управляемый им маленький деревянный человечек легко и занимательно рассказывают сложную судьбу всемирно известного учёного, доказавшего, что невозможное возможно, а жизнь стоит того, чтобы её прожить. Оксфорд, космос, чёрные дыры, многомиллионные книжные тиражи, широко известные интервью пролетают на глазах зрителя менее чем за час, но вдохновляют надолго.
«Москва – Петушки». Калужский областной драматический театр
Режиссёр – Сергей Вихрев, исполнитель – Андрей Соловьёв
То ли поездка в подмосковной электричке, то ли прожитая жизнь, то ли алкогольный туман, то ли глубокий анализ человеческого бытия, то ли случайные собутыльники, то ли реальные исторические персонажи… Венечка Ерофеев в исполнении Андрея Соловьёва пытается объять необъятное в забавной форме дискутируя с самим собой на тему вечного и быстротечного, добра и зла, реального и химерического. Его рассказ – просто и весело изложенная история цивилизации, которая постоянно находится на грани погибели, погрязая в распрях, войнах, грехах.