«Разве можно рассказать жизнь или лёгкое обаяние советского импрессионизма?» Премьера спектакля «Прозрачное солнце осени», театр «Сфера»

Новую работу по произведениям трёх русских писателей подготовил к окончанию года московский театр «Сфера». «Прозрачное солнце осени» – так назывался один из очерков писателя и спортивного репортёра Юрия Трифонова. Этот рассказ заложен в название и эпилог нового спектакля режиссёра, народного артиста РФ Александра Коршунова.

Идею соединить в одной постановке творчество трёх писателей-современников режиссёр вынашивал ещё со студенчества. Это благодарные воспоминания о собственном детстве и юности, об эпохе начала «оттепели». Дань красоте и невесомости слога, которые были присущи литературе послесталинских времён и пришли в неë вместе с ощущением высвобождения дыхания, полëта и нежной хрупкости отношений.

Фото: Сергей Чалый

В этом спектакле всё оттуда, из времени, когда женщины носили дома платья в талию, бусы и туфли на каблуках, словно собирались в театр. Дети бегали по комнатам, наряженные, будто на праздник. На столах запросто стоял изящный и уютный хрусталь, как ежедневная посуда. То ли это обманные в беззаботности картинки детства так скрашивали действительность, то ли люди, радуясь «оттепели», на самом деле ни в чём себе тогда не отказывали.

Писатели тогда были Богами. Для них открывали Дома творчества, где они, гуляя по окрестностям, записывали примеченные, схваченные на ходу впечатления-импрессии и создавали бессюжетные, бесплотные, нежные свои рассказы. О том, как прощались на деревенском полустанке Парень (Даниил Толстых) и Девушка (Полина Калëнова). О заслуженном пожилом художнике Лобове (Василий Куприянов), которому есть о чём жалеть на исходе жизни, и молодом художнике Муранове (Иван Мишин), пока не замечающем ни земли под ногами, ни робкой влюблённой девушки Верочки (Елена Маркелова). Об обычной московской семье – Сергее Ивановиче (Вячеслав Кузнецов) и Клавдии Никифоровне (Людмила Корюшкина), которые приголубили голубей и те отплатили им верностью. О «странностях любви» – несмелой, запутанной, несвершившейся, но и не угасшей, между актëром-гулаговцем Николаем (Павел Гребенников) и известной актрисой – а ля Людмила Целиковская – Верой (Нелли Шмелёва). О разности и близости поколений, любви отца (Дмитрий Ячевский) и сына (Павел Степанов). О доблести и чести русских офицеров, не сдающих своих ни врагу, ни царю.

Фото: Сергей Чалый

Обрамление живописными полотнами, так точно передающими колорит и настроение времени, большая удача спектакля. Дворики детства, горящие в темноте окна московских домов, когда они были не выше 5 этажей, мосты под снегом, старые автомобили и вечные толпы на центральных улицах, милая щемящая грусть непогашенной свечечки в окошке – прекрасная живопись в эстетике «соцреализм штрихами импрессионистов». На такие выставки картин нас водили когда-то родители. Сегодня зачастую в претенциозных работах стиля «я не такой, как все, вам не понять!» не хватает этой яркой, но простой изобразительности жизни, как она есть. Под стать полотнам как великолепные костюмы, так и чёрно-белые кадры советских строек и гулаговских лагерей. Всë идёт в копилку эпохи, всё в обволакивающую атмосферу прошлого, которое с высоты ушедших лет кажется почти идеальным, хотя какое там!

Фото: Сергей Чалый

Актёры чутко отзываются на прозрачную, как «солнце осени» лирику рассказов «трёх Юриев». Статный генерал Ермолов и трогательный в своей отцовской любви, с дрожащими руками и срывающимся голосом отец-Автор (Дмитрий Ячевский). Верный адъютант Сашка Грибов и молчаливо-напряжëнный в неумении выразить ответную любовь отцу Сын (Павел Степанов). Обескураженный неожиданной встречей с незабытой любовью актёр Николай и похожий на геолога-романтика Автор (Павел Гребенников). Растерянно-несчастная и одновременно деловито-счастливая актриса Вера, трогательные старички-москвичи, которым не разрешили приютить голубей, язвительно-умный дипломат Грибоедов (Сергей Загорельский), и, наконец, два друга-тренера (Олег Алексеенко, Антон Алипов) – все разговаривают со зрителем об одном и том же. О том, что в эпилоге спектакля всё равно счастье, которое у каждого своё. Если умеешь любить жизнь, людей, родителей, отчий дом, страну, профессию, кого-то самого важного: счастье, если умеешь любить.

URL List