«Спектакль будет посвящён хитросплетениям судьбы. История про житейское море, которое существует по каким-то своим, высшим законам. Ты не всегда можешь управлять стихией, но можешь выбирать, куда тебе идти», − утверждает Анатолий Шульев, режиссёр премьерного спектакля «Повести Пушкина» в Театре имени Евг. Вахтангова. Стихия природы, смена времен года и пушкинский текст соединяются на сцене в красивую галерею четырёх сюжетов из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель» и «Станционный смотритель». Весна, лето, осень, зима и снова весна… Цикличность природы соотносится с размеренными, и как будто во многом предопределёнными судьбой, событиями из жизни пушкинских персонажей.
Сценография Максима Обрезкова не перегружает постановку деталями, а создаёт пространство, наполненное воздухом и светом. Три дерева, одно из которых повалится прямо на глазах у зрителей, создают живописную композицию, словно копируя полотна русских пейзажистов. На заднем плане акварельные переливы от кровавой до светло-жёлтой, практически прозрачной, краски. На этом фоне фигуры героев порой кажутся ожившими силуэтными портретами из XIX века. Среди них выделяются самоироничный Муромский Юрия Шлыкова, харизматичный Сильвио Александра Горбатова, трогательный Самсон Александра Рыщенкова и Человек дороги Валерия Ушакова. Ярким дуэтом стала работа Дмитрия Соломыкина (Бурмин) и Полины Рафеевой (Марья Гавриловна) в «Метели». Актёры сумели передать мистическое и сентиментальное содержание истории, при этом создали своё собственное толкование взаимоотношений между персонажами: молодыми влюблёнными, которые открыты миру, готовы и на авантюры, и на благородные поступки.
Действие спектакля разворачивается неспешно, оно лишено суеты и эмоциональных скачков. Между сюжетами не ощущается грубых швов, они рождают единый образ человеческой жизни, перетекая один в другой. Порой происходящее на сцене оттеняет музыка, забирая внимание на себя, она будто упорно диктует необходимое настроение (музыка Полины Шульевой). Ощущается постоянный диалог с природой, то поднимется вихрь осенних листьев, то обрушится метель, нахмурятся тени туч или выглянут солнечные лучи. Образ человека рассматривается как часть всего этого: вне природы, вне этого леса, существовать невозможно. Поэтизация даёт возможность взглянуть на повести Пушкина как на роман, где нет начала и конца. Музыкальность текста погружает нас в поток переживаний, которые только кажутся простыми и банальными, но на самом деле раскрывают безграничность духа человеческого. Анатолию Шульеву удаётся сделать зрителя действующим лицом, которое своим сопереживанием дополняет каждое событие невидимой, но важной, эмоцией.
Одним из приёмов сценического повествования становится игра со временем. Здесь оно полностью подчинено воображению героев. Так, в сцене «Метель» минувшее венчание предстаёт перед зрителем, как сейчас происходящее, а воспоминания Самсона в «Станционном смотрителе» флешбэком отправляют в недавнее прошлое, где мы наблюдаем за происходящим его глазами. При этом ничего на сцене не меняется, кроме состояния самих персонажей. Выходит, что времени здесь нет, а есть только память, где хранятся ощущения и эмоции, которые персонажи переплавляют в ожившие иллюстрации. Поэтому-то неудивительно, что все события в доме Муромского происходят тут же, в лесу. Условность растворяет привязанность к быту, от которого в спектакле отказались. Вместо этого – во всём ощущается дыхание романтизма. Но без пафоса. В размеренной подаче пушкинского текста вырастает образ человека, во все времена готового на многое, только бы понять, что такое счастье любви и существует ли оно в этом мире…