16 и 17 мая 2024 года в «Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «Дон Кихот».
Режиссёр Алексей Чернышёв представит спектакль для семейного просмотра по пьесе Анастасии Колесниковой и Марии Стороженко, написанной по произведению Мигеля де Сервантеса специально для «Центра театра и кино».
История о странствующем рыцаре и его верном оруженосце никогда не устаревает. Благословенный безумец, променявший спокойную и размеренную жизнь на поиск приключений и борьбу с ветряными мельницами, пережил множество перерождений, но продолжает и сегодня всё также смешить и восхищать нас.
В спектакле «Дон Кихот» зрителей ждут чародеи и злодеи, захватывающие сражения и нежные признания в любви, невероятные перевоплощения артистов, музыка, танцы и прочие чудеса, соединяющие современные технологии с эффектными театральными трюками, придуманными столетия назад.
В преддверии премьеры мы заглянули на репетицию и поговорили с участниками постановки.
Алексей Чернышёв (режиссёр)
Что так поражает всех, кто так или иначе соприкасается с текстом «Дон Кихота», это то, насколько глубок образ главного героя. Каждый будет видеть в нем то, что желает увидеть. Все версии прочтения романа верны и заложены в тексте изначально. По каждой из этих версий можно было бы написать отдельную пьесу. Мы сочинили свою сказку по роману Сервантеса – сказку для взрослых, в которой одной из главных тем стали размышления о творчестве. В своем произведении Сервантес обратился к исследованию природы творчества и человека. Как только человек начинает творить, он становится немного «Дон Кихотом», сочиняющим свою вселенную. И в этом смысле Дон Кихот для меня – это рыцарь-художник, который пишет роман действием, не пером.
Роман написан несколько столетий назад, но мир вокруг не так сильно изменился. И в этом смысле такая вечная классика – это зеркало, в котором мы видим себя без прикрас, это наш шанс взглянуть на себя и свои ценности. Если задуматься, то есть некий парадокс в том, что Дон Кихот, стремящийся к самым высоким идеалам человека – доброте, честности, справедливости, защите слабых – выглядит в глазах остальных сумасшедшим. Мы смеёмся над этим романом точно так же, как когда-то смеялись современники Сервантеса. Что это говорит о нас с вами сегодня? Неужели выходит, что люди, которые так наивно и искренне любят ближнего своего – неизбежно «сумасшедшие»?
Я вижу в образе Дон Кихота проявление лучших намерений и стремлений человека. Вместе с командой театра и его замечательными артистами мы попытались понять его, проанализировать образ жизни последнего европейского рыцаря и понять был ли он безумен или по-настоящему безумны те, кто смеётся над ним?
Георгий Перадзе (исполнитель роли Дон Кихота)
Рыцарство существует, и более того, жизненно необходимо для нашего времени. Как говорит Дон Кихот: «Увы, Санчо, рыцарство и чародейство нашего времени идут не по тому пути, по какому они шли в старину». Поэтому очень важно в наше время сонастроить свой внутренний камертон со многим, что, увы, остаётся в старине: достоинство, честь, верность, храбрость, искренность, наивность и, конечно же, любовь! Чистая и честная! Понятия и поступки рыцаря для меня первостепенны, это скажут все мои близкие люди, и люди, с кем я встречался лишь единожды. Я несу в себе эти ценности и своим примером вселяю их в других! Для меня этот материал, и это великое произведение, и именно этот божественный безумец – Дон Кихот – отражение моего внутреннего мира! Эта роль, как блеск бриллианта, который, попадая на солнечный свет, отражает в этом сиянии весь мой путь как человека и как актёра!
Главным в работе над ролью было то, что я не понаслышке знаю, что такое «безумие», поэтому очень точно знаю, как максимально верно передать это состояние! Но что ещё важнее для роли, это то, что в моей жизни есть истинная Дульсинея! Она моя муза! Моё вдохновение! Мой смысл! Готовился я к встрече с Дон Кихотом все 39 лет. Всё сошлось в одной точке. Но к точке этой шли с двух сторон – режиссёр и актёр. Совпало ощущение мироустройства с Алексеем Николаевичем Чернышёвым! Смыслы! Тональность! Юмор! С первой репетиции «на ногах» я понял, что мы сотворим шедевр! Это визуальный театр. Сказка для взрослых. И этим многое сказано. Вернитесь через нашу сказку в детство.
«Мир нуждается в доброте». Доброте внутренней и внешней! Частной и общей! Вот основной посыл. Это я и хочу донести.
Катя Сергеева (исполнительница роли Дульсинеи Тобосской)
Рыцарство, конечно же, существует и в наше время, и мой муж – главное тому доказательство. С рыцарством вообще такая история, что чем меньше я хватаюсь за копьё, тем больше вокруг рыцарей.
Самым главным в работе над ролью Дульсинеи было научиться ходить по канату! Я очень рада возможности прикоснуться к этому навыку. Наш тренер, Геворг Папинович, не торопясь, очень твердо, уверенно и очень нежно привел нас всех (мы учились впятером) к тому, что мы не просто умеем ходить по канату, у каждой из нас есть свой арсенал трюков, своя программа, так что завет, что «артист должен уметь хоть что-нибудь» мы исполнили.
Случаются роли, когда нужно в себе открыть что-то неочевидное глазу наблюдателя, а для тебя это будет огромный шаг в новое, неизвестное. А случаются роли, когда это новое – очень осязаемое, очень конкретное и ты либо делаешь это, либо нет. Я очень благодарна, что у меня случилась именно такая роль именно в этот момент моей жизни.
В театральной игре «кто что имел ввиду» я обычно участия не принимаю, но наблюдаю с удовольствием (шутка)! Когда являешься участником спектакля, сделать шаг назад, чтобы увидеть целое лично у меня не выходит. В начале пути, когда ещё ничего непонятно это сделать намного проще, чем сейчас, например.
Дон Кихот очень сложный спектакль с технической точки зрения. Это просто космический корабль, правда! И мы все в нём космонавты. В скафандрах, с миллионом препятствий, с кучей задач. Это «сказка для взрослых» и в восприятии сказки всегда можно остановиться на уровне событий, на уровне спецэффектов, а можно узнать себя в происходящем, даже если это не очень приятно. А не причинила ли я добро сегодня кому-нибудь? А как человеку живётся, после того как я это добро ему причинила? Или на сегодняшний день я просто красиво хожу по жизни и всё? Или я пашу изо всех сил, а никакого результата это не приносит? Как всегда, в любом спектакле, в любом искусстве, ничего полезнее вопросов к самому себе не бывает.
Александр Кижаев (исполнитель роли Санчо Пансы)
Самым главным в работе над ролью было «найти» персонажа. В этом мы были свободны. Мы определили с режиссёром основополагающие моменты и направления, и отправились в поиск. Отталкиваясь от нас самих, Алексей Николаевич дополнял и выстраивал образы. Мы играем в состав с Денисом Сарайкиным, и у нас два разных Санчо, у каждого из которых своя мотивация отправиться в поход с Дон Кихотом.
Мне кажется, рыцарство – это, в первую очередь, жертвенность. Это такое состояние души, при котором помощь нуждающимся становится первостепенной задачей. И пусть современному миру не хватает добра и любви, такие мечтатели как Дон Кихот не исчезли, они все еще преданы своим идеалам и всё ещё сражаются за справедливость.
Полина Шустарева (исполнительница роли Альдонсы Лоренсо)
Самым главным в работе над ролью были смыслы, очень непростые, которые нужно было прочищать и доносить. Над персонажем, которого я играю, очень долго и скрупулёзно работала целая армия драматургов. Многое менялось и додумывалось в процессе. И видение должно было сойтись у всех, так как это вымышленный персонаж. В итоге мы пришли к общему знаменателю.
У Алексея Николаевича всегда один посыл – любовь. Проявляться она может по-разному, но всё это про одно – про силу и стойкость духа, про веру, благородство, жалость, уродство, красоту… И всё это есть любовь.
Фоторепортаж с репетиции спектакля