Волшебство наивно перед бытом. Премьера спектакля «Ястреб» в Центре драматургии и режиссуры

В последний день мая ЦДР на Соколе представил зрителям новую работу братьев Павла и Данилы Рассомахиных «Ястреб». Оправдывая название театра, близнецы уже во второй раз (после первой совместной работы «Следующим номером») берут на себя полное авторство: и драматургию, и режиссуру спектакля.

Во двор единственной школы небольшого посёлка повадился прилетать ястреб, нападающий на голубей прямо на глазах школьников. Потребнадзор велит уничтожить хищную птицу, чтобы не разрушать психику детей. Выполнить невыполнимое задание поручается директору школы, преподающей французский язык Ольге Петровне (Елена Соловьева), и учительнице-словеснице Нине Алексеевне (Светлана Кочеткова). Абсурд ситуации разрастается, когда выясняется, что крылатый хищник может быть краснокнижным, посему надо бы сначала приманить ястреба на мёртвого голубя, сфотографировать и выслать снимок экспертам. Ситуация, конечно, не бесспорная: к чему всё усложнять и вывешивать тушку голубя, если ястреб и сам прилетает за добычей, и в это время его также можно сфотографировать? И главное: в маленьком городке дети, даже если не увидят, то всё равно рано или поздно узнают, кто именно расправился с птицами. В этом случае ещё неизвестно, что на их психику и отношение к педагогам подействует сильнее.

Источник фото: соцсети театра. Фотограф Лена Морозова

«Поменьше серьëза, улыбайтесь, господа!» – вероятно скажут постановщики всем, кто начнëт вдаваться в подобные размышления, тем более что основная роль ястреба быстро заканчивается и остаëтся в завязке спектакля. Далее в действии запараллелены две основные линии: полная комизма охота на голубей и ястреба и невесёлые жизненные перипетии двух интеллигентных женщин среднего возраста, проживающих в глубинке. Столкновение в одной плоскости ирреального – истории с поимкой ястреба и сермяжной правды жизни – монотонных будней российской провинции рождает лейтмотив безысходности, настолько непреодолимой, что она неизбежной защитой выталкивает на поверхность дающую силы иронию.

Источник фото: соцсети театра. Фотограф Лена Морозова

Русичке Нине Алексеевне судьба преподносит классический и бытовой вариант «женской долюшки»: к ней за всевозможным утешением таскается её бывший муж, которого турнула вторая жена. Директрису, вдохновенную «француженку» Ольгу Петровну, терзают романтичные воспоминания о давнем туманном романе с то ли парижанином, то ли «мальчиком-виденьем». Таким образом, ведущая пара спектакля – вечно слегка «тронутые» коньячком дамы – выразительно иллюстрирует слова поэта о том, что «волшебство наивно перед бытом».

Живое музыкальное сопровождение, приятно-неизбежное для спектаклей ЦДР, здорово разбавляет драматизм событий. Чувствуется начитанность и насмотренность молодых авторов в «оттепельных» советских драматургии и кинематографе, а также в русской классике с её глубинным трагикомичным отношением к жизни, любовью к маленькому человеку, с вечной потребностью оправдать и пожалеть героя.

Источник фото: соцсети театра. Фотограф Лена Морозова

Братья Рассомахины, сами прекрасные актёры, не могут не замечать несколько утрированной, с привкусом антрепризы, исполнительской манеры артистов в своём спектакле. Вероятно, актёрам была поставлена такая задача – придать удалой, народный и громкий, а ля «Любовь и голуби», характер игре. Так, чтобы диалоги дошли до последних рядов сельского клуба. Может быть, юные авторы именно в этом ракурсе видят обитателей российского захолустья и их ежедневность. На самом деле так всё и было когда-то, но в постановке чëтко обозначен 2023 год. И это уже другое время, когда даже в самых забытых Богом уголках огромной России цивилизация на посту – города всё уютней, люди более деятельны, власть подотчётнее. Повторяется только сама жизнь с её добром и злом, маразмом и разумом, комедией и трагедией, красотой и уродством.

Всем этим недолгое, но активное действие спектакля «приправлено» с избытком. Правда, о вынесенном в заглавие ястребе слегка подзабыли за чередой событий, но главный вопрос остался открытым для размышления: неужели смогли бы героини убить ястреба? Или хотя бы голубя, для затравки?

URL List