В Московском театре Новая опера имени Е.В. Колобова представили премьеру – «Почтальон из Лонжюмо» Адольфа Адана. Режиссером комической оперы выступил художественный руководитель Московского драматического театра имени А.С. Пушкина Евгений Писарев.
Согласно сюжету, почтальон Шаплу (Валерий Макаров), обладатель прекрасного голоса, отправляется покорять Париж, бросив в первый день супружества молодую Мадлен (Валерия Бушуева). Проходит десять лет, и разбогатевшая жена решает проучить предателя. В финале, по закону жанра, все друг друга прощают и заново влюбляются.
Основой декорации стали три «конверта», опускающиеся сверху открытки с целующимися голубями и офорты. Атмосфера рококо здесь соседствует с современным духом озорства и непринуждённости, превращая историю в легкую шутку. Сценограф Зиновий Марголин и художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили всячески развили тему писем. Кляксы и надписи встречаются даже на ярких платьях дам, а «конверт» играет роль спальни молодожёнов, куда они «входят» словно картонные фигурки. Картонность продолжается и в пластике: хореографы Албертс Альбертс и Александра Конникова заставили персонажей двигаться резко, по-театральному вычурно, порой даже карикатурно, подчеркнуто выразительно. В их движениях много современных поз и жестов. Так, время от времени Кузнец (Борис Жуков) покачивается на полусогнутых, почесывая затылок, а Мадлен вообще напоминает куклу из музыкальной шкатулки. Кто-то сможет рассмотреть в ней прообраз героини офорта «Крестьянка на прогулке» Жана Морена. Это изображение наряду с другими опустится над сценой, обрамленное светящейся рамкой.
Отдельно стоит сказать о массовых картинах, которые композиционно выглядят эффектно и динамично. Их рисунок продолжает сюжеты «открыток», рельефно отражая музыкальное содержание постановки. Наряду с насыщенными жёлтым, розовым, зелёным цветами, в нарядах массовки преобладают сдержанные оттенки, а также черно-белые цвета.
Музыкальным руководителем и дирижёром «Почтальона из Лонжюмо» выступил Клеман Нонсьё. С ним вступают в диалог два героя – конферансье или музыковеды, отсутствующие в оригинале либретто Адольфа де Лёвена и Леона Брюнсвика. Сергей Епишев и Олег Савцов не только рассказывают кратко о событиях на сцене, но и пытаются объяснить отдельные эпизоды, шутят, иронизируют над происходящим и друг над другом. По-классике, один из них серьезный и сдержанный, второй – наивный и простой. Такой прием усиливает эффект театральности, придает жанру комической оперы дополнительной салонной опции, хотя иногда и тормозит её темпо-ритм.
«Почтальон из Лонжюмо» – это отличный вариант для тех, кто только собирается познакомиться с оперным искусством или относится к нему с предубеждением. Версия Евгения Писарева деликатно объединяет серьезный жанр с музыкальной комедией. Красочная, ироничная, лёгкая, непринуждённая постановка опровергает мнение о скучности оперы и её сложности. На сцене всё просто и аккуратно, с большим вниманием к зрителю, от которого требуется только одно – поудобнее расположиться в кресле и на несколько часов поверить в шуточный сюжет, поверить в театральное волшебство. Просто поверить. Остальное сделают актеры и музыка!