«Лучше быть красивым, чем добродетельным». В театре «Сфера» нарисовали «Портрет Дориана Грея»

В театре «Сфера» долгожданная премьера – «Портрет Дориана Грея» в постановке Глеба Черепанова.

Единственному опубликованному роману Оскара Уайльда в 2021 году исполнится 130 лет. В его основу легла реальная история из жизни автора. Однажды в мастерской художника Уайльд увидел красивого юношу. Он был также восхищен его красотой, как и художник, который хотел рисовать молодого человека каждый год. При жизни Уайльда произведение считали аморальным, были даже требования судить автора, а роман не пускать в продажу. Но, спустя почти полтора века, идеи, заложенные Уайльдом, не устаревают, а наоборот с каждым годом приобретает все больше и больше смысла.

Викторианская Англия, дамы в изысканных нарядах и галантные джентльмены в накрахмаленных костюмах: именно в эту эпоху зарождается образ идеального молодого человека. Но в начале спектакля галантность и красота отходят на второй план. Сцена представляет собой мастерскую художника Бэзила Холлуорда (Павел Гребенников). На сцене багетные рамы, в одной из которой запрятан портрет, и деревянные скамейки, замыкающие пространство. На протяжении всего спектакля декорации не меняются, а для смены планов сценограф Ольга Хлебникова придумала концепцию постов в социальных сетях. Задумка простая, но не часто встречающаяся на сценах театров. Сценография удачно перекликается с идеей спектакля – публикация как средство рассказать о себе всему миру. Это помогает как раскрыть образ Дориана, которому присущи тщеславность и надменность, так и акцентировать внимание на современной молодежи, больше уделяющей внимание красивой обертке, чем внутреннему содержанию.

Фото предоставлены пресс-службой театра

Адепт этой красоты – Лорд Генри Уоттон (Анатолий Смиранин) – столь часто говорит о ней, что с каждой минутой это слово все больше и больше наполняется негативом в сознании зрителя. Роскошный алый костюм Генри дополняет образ и придает ему некое сходство с Мефистофелем, увлекающим невинное дитя в водоворот порочных страстей.

Сам Дориан (Иван Мишин) появляется на сцене незаметно. Он вбегает с верхнего яруса театра, будто опоздавший зритель. Обычный парень в джинсах, белой футболке и рюкзаком за плечами. Пока еще наивный, искренний и легкий, он способен вдохновить художника на создание шедевра, в котором навсегда отобразится эта живая молодость. Ведь Дориан по уши влюблен, его раздирают чувства, и никто не в силах остановить поток энергии, которую ему дает любовь. В мыслях только она – Сибилла Вэйн (Дарья Затеева), и безудержное желание жениться спустя три дня знакомства. Вот она легкость, юношеский максимализм, который так воодушевляет Бэзила, но совершенно не понятен Генри.

Фото предоставлены пресс-службой театра

«Исправить» Дориана и подогнать его под собственное мировоззрение – забавная игра для Генри. Находясь на вершине социальной лестницы, он может позволить себе развлекаться подобным образом. Эта вершина в спектакле показана буквально – «трон» для Лорда в отдалении и на возвышении, как наблюдательный пункт для азартного игрока. С этой точки прекрасно виден злополучный портрет, меняющийся, как известно, с каждым поступком мальчика. Перекликаясь с сегодняшним днем, образ Дориана меняется с помощью технических чудес, но тем страшнее смотреть на ничем не приукрашенную трансформацию.

Превратившись в жалкую пародию на своего «благодетеля», во втором действии Дориан меняет футболку и джинсы на шелковый костюм. Он ест яблоки с помощью ножа и пьет вино из хрусталя. Того Грея, которого зритель увидел в первые минуты спектакля, уже не будет. Лишь тень Сибиллы на мгновение омрачит его красивое лицо, но ненадолго: он забудет о ней сразу после ее ухода.

Фото предоставлены пресс-службой театра

О чем и о ком забывают люди, выбравшие путь концентрации исключительно на собственной персоне? На что может пойти человек ради всеобщего внимания? И что стоит за внешней красотой? Вопросы, поднятые Оскаром Уайльдом больше ста тридцати лет назад, не только не потеряли своей актуальности, но и приобрели множество новых ответов, созвучных разным эпохам. Спектакль театра «Сфера» предлагает задуматься над сегодняшними «портретами» – профилями в соцсетях, в которых модными стали две крайности: гимн красоте и гимн уродству, но неизменной осталась жажда славы. Кто скрывается за этими «портретами» – Генри Уоттон или Бэзил Холлуорд – понять невозможно, до той поры, пока один из них не превратит вашу жизнь в свою.


Автор – Ксения Тычкина