Конец августа – традиционное время театрального затишья в столице: сезон открыли единицы, и заядлый театрал изнывает от скуки. Ярким событием нынешнего августа, к радости поклонников театрального искусства, стали гастроли Красноярского театра юного зрителя, состоявшиеся на сцене Театра им. Е. Вахтангова. Один из ведущих молодёжных театров Сибири привёз в Москву три спектакля: «Алиsа» по мотивам сказок Льюиса Кэрролла, «Евгений Онегин» по одноимённому роману Александра Пушкина и «Анна Каренина» по мотивам одноимённого романа Льва Толстого. Все гастрольные спектакли – обладатели призов различных театральных фестивалей, уже заслужившие любовь зрителей.
«Алиsа»: не нужно быть серьёзным
Практически без слов, но с множеством движения, пластики, спецэффектов и фокусов дети и взрослые, ведомые сказочной девочкой Алисой, погружаются в мир Льюиса Кэрролла. Здесь героиня летает с волшебной книгой в руках над зрительным залом, гоняется по театру за неуловимыми кроликами, пытается разобраться в тарабарщине Труляля и Траляля, бросает в зал огромные шары, врывается в шоу барабанщиков… Здесь некогда скучать, нужно успеть за приключениями Алисы, которые ей приготовила страна чудес, вернув из взрослой рутинной жизни в беззаботное детство, где волшебство таится в обычных вещах, нужно лишь присмотреться к ним.
Ярко, смело, оригинально и незабываемо Красноярский ТЮЗ пробегается по страницам гигантской книги, где неминуемы встречи с Чеширским Котом, Безумным Шляпником или Червонной Королевой. Глаз завораживают насыщенные краски, нетривиальные костюмы (например, гигантское платье королевской особы), созданные видеопроекцией силуэты. Они просматриваются сквозь полумрак и туман, приковывая внимание зрителя, заставляя его забыть обо всём и на протяжении двух с небольшим часов пристально следить за Алисой.
«Евгений Онегин»: минималистично и стремительно
Спектакль, обозначенный как «сентиментальная трагедия», играют в серых костюмах и на сером фоне, лишь где-то в глубине сцены хрустальная люстра напоминает о молодости, радости, былой роскоши. Главные герои – настоящие «серые мышки» – они хоть и занимают обособленное положение от массовки, но не имеют права голоса. Всю их историю рассказывает людской хор, который и шепчет, и поёт, или ставший случайной жертвой обстоятельств Ленский. Интонации вообще имеют большое значение в этом спектакле. Созвучные словам звуковые эффекты помогают погрузиться в состояния «шум в ушах», «в глазах темно», «голова кругом».
Много места отведено движению: через пластический танец переданы суета и многолюдность Москвы, через звон бокалов – пролёт смертельной пули на дуэли, через стремительное рисование мелками на полу – нервозное состояние Татьяны в момент написания послания Онегину, а через бег главных героев, который начинает и завершает спектакль, – трагедию, в которой «зависли» главные герои.
«Анна Каренина»: все смешалось в доме…
Камерный спектакль всего на двадцать пять мест приглашает зрителей стать гостями и свидетелями разворачивающейся трагедии нескольких семей. Любовь и не-любовь, порывы чувств и трагические последствия, молчание и недопонимание – в этой истории максимум человечности во всех ее проявлениях, благих и дурных.
Спектакль сосредоточен более на языке тела, чем на словах: движения, взгляды, дыхание – во всем этом читается больше, чем мы помним из романа. Отсутствие привязки к эпохе усиливает эффект присутствия, каждый чувствует единение с кем-то из персонажей, примеряя на себя пусть и чужие, но близкие и понятные переживания. А господство черного и белого цветов напоминает о том, что в человеческой жизни нет ничего однозначного, и наши чувства – бесконечная палитра, у каждого художника – своя.