Вера Богданова вот уже в каком по счёту тексте исследует темы жестокости и травмированности, подходя к ним с разных сторон. Если «Павел Чжан» был о насилии, пережитом в детстве, «Сезон отравленных плодов» – о дисфункциональных семьях и терроре, то новый роман «Семь способов засолки душ» – об изнасилованном тяготами обществе, в котором даже секта может казаться людям неплохой альтернативой реальности.
Более всего «Семь способов», вышедшие как аудиосериал, похожи не на что-нибудь, а на четвёртый сезон «Настоящего детектива», где мистика, играющая, казалось бы, важную роль, по итогу просто припудривает остросоциальный сюжет. У Веры происходит что-то похожее – её главная героиня Ника, дочка шамана и главы секты, в которой процветало не только выбивание из людей денег, но и разного рода насилие, – пытается понять, почему даже после смерти отца в городе продолжаются странные самоубийства. Кроме того, она чуть ли не единственная, кому есть дело до всех этих девочек, которые топятся или ложатся под поезда – Ника чувствует за них ответственность, более того, мёртвых она частенько видит живыми.
Сама главная героиня запоминается не только тем, что имеет «шаманские корни», но и кучей других причуд: регулярно лечится в психиатрическом отделении, круглый год носит перчатки и представляется чужими именами. Когда Рома, подмастерье Никиного отчима, получает задание взять её «под крыло» – он понимает, что с ней каши не сварить, Ника то ли просто чокнутая, то ли, правда, с «шаманской болезнью». В любом случае оставлять её одну нельзя, спасать потом обходится дороже. Точно так же Эванджелин Наварро в какой-то момент становится слабым звеном для своей напарницы – её приходится вытаскивать чуть ли не с того света, так уверенно она идёт за голосами.
В «Настоящем детективе» Наварро в какой-то момент начинает сходить с ума (и мы не понимаем, то ли это расстройство психики, вызванное тяжелыми условиями заполярной жизни и загрязнённой окружающей средой, то ли чистая мистика, зов иннуитских корней и т.д.), то же самое происходит с Никой в романе Веры – она галлюцинирует, слышит и видит тех, кого уже нет. Более того, и Наварро и Ника периодически встречают медведя, который становится для каждой из них чем-то вроде путеводителя по их личной тьме.
Несмотря на всё сказанное, невозможно представить, что Вера «списала» у Иссы Лопес – скорее ей двигало желание сделать крепкий кинематографичный проект, напоминающий True Detective прежде всего качеством, мрачностью, глубиной событийного ряда. И это, безусловно, получилось. Книга вышла сначала как аудиосериал на Букмейте (озвученный Сашей Сулим и Дмитрием Полонским) скоро появится в печатном виде в магазинах, и уже известно, что по роману будет снят сериал. Очень хочется верить, что его создатели не пойдут по пути «как американский, только наш» и не станут копировать западную эстетику, оставив сериалу уникальный почерк Богдановой.
Вера говорит, что за основу сюжета брала реально существовавшую (а то и до сих пор функционирующую) в Новосибирске секту «Ашрам Шамбалы», и это действительно одна из самых жутких общин, появившихся после распада СССР. Однако у её основателя Константина Руднева элемент шаманизма был далеко не на первом месте – в своё «учение» он тащил всё, что плохо лежит – от астрологии до хождения по воде. Фактически же он занимался тем, что обезволивал людей, заставлял отречься от родственников (а лучше возненавидеть их), кормил раз в день, проводил различные унизительные ритуалы, связанные с сексуальными практиками (звучит как пранк, вышедший из-под контроля, но это, увы, это работало), а зарабатывал в основном на продажах «заряженных» вещиц, встречах с бандитами и прочими обеспеченными категориями граждан, готовыми выложить от 2 до 10 тысяч долларов за приём у «гуру». Денег у него было столько, что он мог спокойно покупать своим «наложницам» квартиры.
В книге Веры секта имеет схожие черты, но так как действие происходит где-то на Алтае (вымышленный Староалтайск – это то ли Барнаул, то ли Новоалтайск) в истории появляется уместная для региона тема шаманизма, что усиливает мистический элемент. Ника – дочка шамана (кровь Великого духа), а значит, мы допускаем мысль, что она видит и чувствует больше других, и это усиливает двусмысленности в сюжете. Тем не менее в какой-то момент читателю хочется конкретики – одарённая она или чокнутая? Что будет с ней дальше? Сможет ли она жить в таком состоянии одна?
В отличие от Иссы Лопес, Вера оставляет финал приоткрытым: Никино расследование не помогает ни остановить работу секты, ни разобраться в том, кто именно мстил её главарям. Такой конец всё равно не оставляет читателя без надежды на лучшее – он о том, что можно хотя бы попытаться бороться со злом, потыкать палочкой в этот гадюшник и посмотреть, кто куда поползёт. Потревожить и спугнуть лучше, чем молча наблюдать и ждать очередную трагедию.
Вера Богданова в последние пару лет получила достаточно обвинений за «хайп» на миллениальских травмах после «Сезона отравленных плодов», и, возможно, в своей новой книге уходит от проблем тридцатилетних в том числе по этой причине. «Семь способов засолки душ» – книга, которую никак не назовёшь нытьём стоящих на картонке недолюбленных девочек. Это бойкий кинематографичный триллер, на тему не слишком актуальную, достаточно для наших дней безопасную и изученную. Но от этого, как ни странно, никто не страдает – история затягивает и не отпускает, пугает и развлекает одновременно. Просто садитесь за неё, когда хотите нуарный детектив, а не что-то другое. И вы получите то, что было обещано – сполна.
На момент выхода рецензии книгу можно прослушать как аудиосериал или прочитать в электронном виде на сервисе Букмейт.