Больше хрупкости и хороших людей. В Театре Табакова перевыпустили спектакль Алены Лаптевой «Старший сын»

В Театре Табакова этот «Старший сын» не первенец: в 2008 году одноимённый спектакль по пьесе Александра Вампилова поставил Константин Богомолов. Сарафанова играл Сергей Сосновский, Бусыгина – Юрий Чурсин, Сильву – Евгений Миллер. Это были те прекрасные времена, когда Богомолов ещё ставил классическим методом, а Чурсина по театральным ролям знали больше, чем по кино.

В 2020 году к материалу обратилась актриса и режиссёр Алёна Лаптева. Сарафановым стал Сергей Беляев, Бусыгиным – Артур Касимов, Сильвой – Павел Шевандо. После небольшого перерыва в ноябре 2024 года сыграли обновлённую версию. Формально в комедии не так много изменений, почти все исполнители на своих местах. Из главных – новый Васенька: для Артёма Малахова, студента Театральной школы Табакова, это первая главная роль в театре. И, конечно же, ключевая новинка реконструкции – Виталий Егоров в роли Сарафанова.

Фото: Анна Баженовская

Этот Сарафанов как будто острее, утончённее и музыкальнее своих предшественников. Режиссёр Лаптева идеально чувствует все нюансы актёрской органики Егорова, потому что в сценическом партнёрстве с Виталием она сыграла немало спектаклей. Нам особенно памятна «Женитьба» (увы, ныне архивная), где дуэт Лаптева–Егоров был, пожалуй, лучшей гоголевской парочкой в Москве. 

Музыкальность вампиловского персонажа в этом «Старшем сыне» – стопроцентное попадание в актёра. Сам Егоров в интервью часто рассказывает о своём увлечении музыкой, коллекции дисков Марии Каллас и серьёзном обучении вокалу. Любой, кто бывал в МХТ Чехова на рождественских концертах с участием Егорова, мог лично убедиться в том, с каким профессионализмом и вдохновением он подходит к исполнению вокальных номеров.

Фото: Анна Баженовская

Свою музыкальность Егоров–Сарафанов усиливает лирикой. В том, как он ищет заначку у забора, как общается с соседями, как поправляет волосы и перепрыгивает по кирпичикам через всесезонную лужу, виден – помимо музыканта – танцор балета, поэт и философ. Тонкую душевную организацию, положенную ему по пьесе, Егоров не уравновешивает ожидаемым забавным чудачеством и уютным смирением. Он добавляет к характеру Андрея Григорьевича почти физически ощущаемую стойкость хрупкого человека, чью жизнь, разумеется, судьба надломила, но не смогла разрушить, смять, растоптать. Надежда, вера в победу человечности сильны в нём, и теперь уже, кажется, будут только крепнуть. И за Бусыгина он хватается обеими руками не из-за грозящего одиночества и не от безысходности, а потому что неожиданный сын так явственно воплощает веру в то, что «все люди – братья» и хороших людей на свете больше.

Фото: Анна Баженовская

В спектаклях Алёны Лаптевой хороших людей больше всегда, и «Старший сын» не исключение. Театральные моды меняются, но братство по духу, любовь и отзывчивое сердце по-прежнему прекрасно смотрятся на сцене. А способность верить в это и в любой непонятной ситуации выбирать свет – настоящая режиссёрская удача.

URL List