22 ноября в Театре кукол Образцова состоялась премьера спектакля «Муха-Цокотуха», созданного театром совместно с Фондом поддержки анимации и киностудией «Союзмультфильм» при поддержке Министерства Культуры Российской Федерации.
В новом спектакле Владимира Беркуна по сказке Корнея Чуковского мир букашек-таракашек вдруг освещают софиты, а их жужжание и стрекотание превращается в звуки джаза. Музыка легендарного Александра Цфасмана, оркестровка Петра Востокова и его Большого джазового оркестра. И вот лесная полянка превращается в концертный зал, на сцене которого блистает позолоченным брюшком Муха-Цокотуха под аккомпанемент тараканьего бэнда.
Режиссёр-постановщик Владимир Беркун и режиссер сцен с куклами Александр Захарьев придумали историю, чтобы языком стихов Чуковского – остроумным, ритмичным, выразительным – рассказать очень понятную историю: каждый волен делать свой выбор и держать за свой выбор ответ. В постановке найдутся смыслы и для детей – спектакль с возрастным маркером (0+), и для взрослой аудитории. Все, как у Чуковского: есть текст – и есть подтекст.
Художником театрального воплощения любимой сказки стала Евгения Шахотько, она вдохновилась мультипликационным персонажем Мухи-Цокотухи студии «Союзмультфильм» «Муха-Цокотуха» 1976 года (реж. Борис Степанцев) и придумала, как перенести действие в театр кукол. На сцене большие тростевые куклы, куклы-марионетки, перчаточные куклы, пространство спектакля создано в традиции Образцова, чтобы кукла жила и действовала не в плоскости, а в перспективе. В спектакле четыре плана, четыре ширмы, чтобы зритель точно поверил в реальность сказки.
Владимир Беркун: «Обращение к творчеству Александра Цфасмана – очень важное, смыслообразующее решение. Родоначальник советского джаза, композитор, инструменталист, он сделал джаз частью нашей культуры. Кстати, в его творчестве мы стараемся брать не самые узнаваемые номера, а вернуть к жизни что-то забытое. Будут и музыкальные сюрпризы, которые заставят зрителя понимающе улыбнуться. Но главное – музыка! Продолжительность спектакля 65 минут, из них 50 минут – джаз, записанный оркестром Петра Востокова».