Выстрел в прошлое. Что, если Печорин – это вы? Премьера спектакля «Герой нашего времени?» в Театре Гоголя

Что чувствовали бы герои Лермонтова в нашу эпоху, где статус поэта и писателя часто обесценивается, уступая место сиюминутному контенту? Этим острым и неудобным вопросом задается режиссёр Антон Яковлев в новом спектакле «Герой нашего времени?» в Театре имени Гоголя. Он наглядно показал, что душевные бури эпохи Лермонтова, при всей их жестокости, были куда масштабнее и искреннее, чем многие экзистенциальные тревоги нашего времени.

Фото: Мария Никифорова

В центре сюжета – наш современник, поэт, переживающий творческий и личный кризис. В мире, где слова потеряли вес, он не находит себе места. Его отчаянная попытка уйти из жизни оборачивается не концом, а началом странного, почти сюрреалистического путешествия. Герой оказывается в пограничном пространстве, на стыке двух реальностей, управляемом таинственным иллюзионистом Апфельбаумом. Здесь законы времени и литературы смешиваются: всех вокруг наш герой воспринимает как персонажей, а они, в свою очередь, видят в нём Григория Печорина.

Фото: Мария Никифорова

Под руководством этого загадочного режиссёра-демиурга, герой вынужденно проживает ключевые сцены лермонтовского романа как свои собственные. Каждое событие, встреча с Бэлой, дуэль с Грушницким, сложные отношения с княжной Мэри, становится для него не литературной цитатой, а личным испытанием. Цель этого жестокого «театра» – заставить человека сделать окончательный выбор: смириться с ролью безучастного наблюдателя собственной жизни или найти в себе силы для поступка.

Фото: Мария Никифорова

Двойную роль и классического Печорина, и потерянного современника блестяще исполняет Андрей Финягин. Его игра – это исследование внутренней эрозии личности. Актер не изображает демонического романтического героя с ходу, а показывает постепенный, мучительный процесс. Мы видим, как живой ум, скепсис и нерастраченная энергия персонажа медленно, через череду мелких предательств (в первую очередь, по отношению к самому себе), кристаллизуются в холодный, разрушительный фатализм. Его Печорин – не монстр, а человек, разучившийся верить в смысл каких-либо действий. Фатализм в трактовке Финягина – это не врождённая трагедия, а осознанный отказ от борьбы.

Фото: Мария Никифорова

Ему противостоит мир чувств, воплощенный в ярких женских образах. Искренняя Бэла в исполнении Анастасии Епифановой, ранимая, наивно-романтичная княжна Мэри (Полина Резаева) и страстная Вера (Алёна Гончарова) создают вокруг героя эмоциональное силовое поле. Однако даже эта мощная энергия не может растопить лед в сердце Печорина. Интересный режиссерский ход: наш современник, попавший в эту ловушку, возможно, был более уязвим перед этими чувствами, искал в них спасения, тогда как Печорин лишь отталкивается от них, укрепляясь в своем одиночестве.

Фото: Мария Никифорова

Особого внимания заслуживают Максим Максимович и доктор Вернер в тонкой работе Дмитрия Высоцкого. Эти персонажи – голос человечности и здравого смысла в мире печоринского хаоса. Они видят, сострадают, но их сочувствие пассивно. Они лишь фиксируют трагедию, не решаясь вмешаться, становясь тем самым немыми свидетелями, которых так много и в наше время.

Над всем этим интеллектуальным и эмоциональным лабиринтом царит фигура иллюзиониста Апфельбаума (Андрей Кондратьев). Это не просто проводник, а своеобразный искуситель и строгий экзаменатор. Он не даёт герою забыться, раствориться в прошлом, постоянно напоминая об искусственности ситуации и необходимости личного выбора. Его персонаж – воплощение той самой режиссёрской воли, которая ставит перед нами, зрителями, неудобные вопросы.

Фото: Мария Никифорова

Спектакль Антона Яковлева – это умный и современный разговор с классикой. Он избегает прямолинейности, предлагая не ответы, а пространство для размышления. Всё это упаковано в безупречную театральную форму: динамичный ритм, лаконичные, но выразительные декорации, работающие на создание атмосферы «чужой» реальности (художник-постановщик – Алексей Кондратьев, художник по костюмам – Тамара Эшба), и точно подобранное музыкальное оформление, которое то обостряет драматизм, то отстранённо комментирует происходящее (композитор – Андрей Зубец).

Фото: Мария Никифорова

В итоге, «Герой нашего времени» в театре Гоголя – это успешная попытка оживить классический текст, заставив его говорить о проблемах, актуальных здесь и сейчас. Это спектакль-зеркало, в котором каждый может увидеть отражение собственных вопросов о смысле, ответственности и цене внутренней свободы. Яковлев и его команда доказали, что диалог с Лермонтовым не только возможен, но и жизненно необходим, чтобы понять, кем является «герой» сегодня и не повторить его роковых ошибок.

Автор – Анна Московко

URL List