Театр «Практика» завершил 2025 год премьерой спектакля «Гриша не свидетель», созданного совместно с Мастерской Брусникина. Режиссёром выступил Андрей Гордин, в основе постановки – поэтический текст Насти Рябцевой. На сцене ожила история 14-летнего Гриши, который за несколько дней очень сильно повзрослел, научился принимать решения и не стоять в стороне, когда рядом происходит вопиющая несправедливость.

События спектакля начинаются в конце декабря, когда в школе завершается очередная учебная четверть, перетекают на новогодние каникулы и начало следующего полугодия. Гриша (Михаил Мещеряков) учится в обычной петербургской школе, где сильное преподавание отдельных дисциплин, но слабое взаимодействие между детьми и взрослыми. Есть травля, которую педагоги предпочитают не замечать, есть неблагополучные ученики, до которых никому нет дела, но есть и инициативные родители, активность которых других только раздражает. У Гриши идеальная понимающая семья, а его мама (Дарья Ворохобко) – опытный борец с несправедливостью, но даже ей не по зубам эта закостенелая система.
Однажды мама оказывается далеко: уезжает на похороны бабушки. Гриша расстроен всеми этими обстоятельствами, у него день рождения и обычный школьный день, где он сталкивается с агрессией и неожиданно для себя выступает защитником слабого и находит себя безнадёжно влюблённым. Все эти ощущения и состояния для него новы, вгоняют его в растерянность, и во внешнем мире его ждёт отнюдь не взаимопонимание. Рефлексируя, он начинает писать рэп, где чётко обозначает, что зло порождает зло: только обиженный осознанно обижает других, только тот, кому больно, хочет боли для другого.

Эта философия и эта драма, воплощённые в нестандартных стихах, местами невнятных, местами нерифмованных, местами непоэтичных, просты и понятны аудитории. Выбранные в качестве декорации знакомые всем поколениям атрибуты школьной жизни –парты, доска, гардеробная вешалка (художник – Анна Брауде) – идеально воссоздают атмосферу, в которой существует главный герой. А прослеживающаяся тонкая связь матери и сына, в разговорах которых царит полный штиль, безграничное доверие и железобетонная поддержка, способна вызвать белую зависть. Это то, к чему всем надо стремиться, чтобы дом для подростка стал крепостью.
В конце спектакля запечатлённые на видео этапы взросления Гриши сквозят откровениями о том, как несколько школьных дней одной зимой перевернули его взгляды. Финалом действия становится родительское собрание (в него вовлечены и зрители), на котором мама Гриши искренне пытается привлечь внимание к подростковым проблемам, но сталкивается с полным безразличием. Этот диссонанс между внутренним состоянием Гриши и системы – отражение роста отдельной личности, но стагнации общества, жажды действия одних, но банальной лени других. И в жизни это часто не только про школу.