В декабре ушедшего года режиссёр Денис Рекало представил свою первую работу в театре «Мастерская «12» Никиты Михалкова». Масштабную повесть Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня» он разместил на Малой сцене в камерном формате и разборных декорациях-конструкторе (художник Алан Саймин). «Сжатие» материала повести (инсценировка Евгений Антипов) вполне объяснимо, поскольку, несмотря на её сложную структуру, сюжет довольно прост и всечеловечен.

Деревня у синей реки, основанная староверами ещё при матушке Елизавете Петровне, живёт своей обычной трудовой жизнью. Будни сменяются праздниками и снова становятся буднями. Молодые любят, семьи продолжаются, народ всеми своими корнями и поверьями держится за землю и её природное начало.
Михеев (Александр Кижаев) любит Полину (Александра Кижаева/Полина Шустарëва), и всё у них ладится, и ждут они первенца. Вот только строптивой Полине всё чего-то не хватает и не спешит она под венец, хотя и носит под сердцем дитя. Девушка отправляется в лес к старцу-пророку (Сергей Радченко) и узнаёт от него правду, в которую трудно поверить: грядёт война страшная, и не все с неё вернутся обратно.
Полина немедленно соглашается и на брак, и на первенца. Война начинается на другой день после раздольной деревенской свадьбы. Михеев уходит добровольцем и погибает. В деревне остаётся его молодая жена с двумя мальчишками-близнецами. Трудно одной бабе детей воспитывать и хозяйство вести. Ей в помощь дают пленного немца Франца (Игорь Сергеев). Тут и становится ясно, что все люди на Земле – одинаково дети её. Ни происхождение, ни национальность, ни вражда не помеха им быть людьми.

Неординарность этой истории подчёркнута её вселенским размахом. Хотя автор и говорит об одной деревне, слово «одна» в данном случае собирательное. Любая деревня подходит под этот сказ, множество таких селений стоит до сих пор по берегам синих рек.
Спектакль тоже изо всех сил стремится к этой цивилизационной обобщающей и начинается завораживающей картинкой космоса – звёздного неба. Дремлющий гармонист вскидывается, разводит меха, но не что-то русское и народное, а удивительная по красоте ночная и космическая музыка (композитор Дмитрий Котов) заполняет деревню. Аудиоряд спектакля, без сомнения, удачен. Он является одной самых выразительных и точных его составляющих, объединяя в мелодике древность и современность звучания.

Сбегаются под музыку селяне: молодые, смешливые парни и девчата, мудрые мужики и бабы. Режиссёр умудряется наполнить небольшое пространство сцены до краёв. Деревня обжита и многолюдна, ведь в сложные 30-е не все могли переехать в город, да и не все ещё туда стремились. Насыщение мизансцен персонажами достигается за счёт того, что почти всем актёрам достаётся по две роли. Узнать об этом можно разве что из программки – так мастерски переодеваются (художник по костюмам Софья Вашутина) и перевоплощаются артисты «Мастерской».
Бесконечными костюмированными плясками и запоминается довоенная жизнь крестьян деревни. С одной стороны, это действительно близко тому, что производила медиаиндустрия 30-х с её глянцевыми фильмами о благоденствии советского народа. Вспомнить можно культовые картины – «Свинарка и пастух», «Свадьба с приданым», «Кубанские казаки». Всё в них также, как и в спектакле – предельно народно и нарядно, чрезмерно оптимистично и очень далеко от пашни и коровника. Кажется, Денис Рекало намеренно идёт той же дорогой. Он соблюдает знакомый ретро-стиль, тем самым избегает ошибок, которые могут совершить городские актёры, изображая деревенский люд. Настоящую сельскую жизнь надо «брать» нутром, а не хороводом. Это отлично умели постановщики, что сами родом «от корней» деревенских, и равных нет в этом, например, Василию Шукшину как в литературе, так и в кинематографе.

Принято считать, что повесть Бориса Вахтина не о войне. Так и есть. Война возникает своим страшным фоном в разговорах едущих в теплушках солдат, в выстрелах, во фронтовых знакомствах, имеющих особый характер. И, конечно, в душах и судьбах людских. Это вековечная и индивидуальная война каждого человека за своё счастье в любые, самые неприглядные и тяжкие времена. Возможно, именно поэтому так много воздуха в спектакле, много неба и звёзд.
Всё вокруг здравствует, всё очеловечено: и Река (Марианна Васильева), и Земля (Эвелина Семерикова). Да и Пугало (Данила Дзыгар) люду деревенскому, что человек. Они живут в согласии с природой и натурой своей сливаются с ней воедино. Устоять перед этой всепоглощающей искренностью и любовью никому не дано. И вот уже не хочет вернуться в свою пасторальную Германию симпатичный бывший «фриц» Франц с добрыми глазами. Как ни зовут родные, не хочет. Не отпускает его деревня на крутом берегу у синей реки.

В малых деревнях этих, с их веками вымеренным укладом, хранится сокровище души, из которого проистекает русская жизнь. Потому-то эта «одна деревня» равняется целой большой России.
Как и повесть, краткая, заводная постановка напоминает о том, что мы – дети Земли и хотим «быть друг с другом всё чаще и ближе». Даже когда жизнь ставит нас на разные берега синей реки, по разные стороны политических столкновений. Мы сближаемся, когда мы рядом и когда познаём друг друга в общении, а не из сводок по радиоточке. И дальше выстраиваем своё абсолютное счастье, таким, каким его понимаем.