Владимир Мирзоев: «Поэзия – дело насквозь субъективное». Послесловие к спектаклю «Маленькие трагедии»

Спектакль режиссера Владимира Мирзоева и хореографа Ксении Михеевой «Маленькие трагедии», выпущенный проектом PlayHouse Studio, вызвал острую реакцию. Вышло несколько недоумеваюших статей, рецензий и отзывов. Мирзоев человек интеллигентный, образованный и расположенный к диалогу. Мы попросили его разъяснить некоторые моменты, ответив на вопросы, сформулированные по мотивам отзывов. И Владимир Владимирович любезно согласился. Возможно, это поможет зрителям самостоятельно найти  дорогу к этому спектаклю.

Фото: Александра Астахова

Владимир Владимирович, почему в спектакле так мало текста Пушкина?

Если взвесить на весах Сальери тексты Пушкина, то в нашем спектакле их 99%. Предполагаю, что некоторые тексты вы слышите впервые. Но это не беда, не переживайте.

Фото: Александр Иванишин

Почему так много «тела»?

«Много тела» – то есть, видимо, хореографии – потому что:
а) Это театр – не литература, где смысл помещен в слова и знаки препинания.
б) Потому что это соавторский проект хореографа Ксении Михеевой и режиссера Владимира Мирзоева.
в) Потому что Пушкин в своей романтической эстетике насквозь телесен.
г) И наконец, потому что человеческое тело прекрасно – не только в белье, но и без белья. Загляните в Музей изобразительных искусств имени Пушкина на досуге.

Фото: Александр Иванишин

Почему Донна Анна такая распущенная?

Потому что Донну Анну выдали за Командора (он же Каменный гость) из-за денег – она впервые обрела свободу и пытается быть привлекательной, не имея опыта, то есть пользуется стереотипами женского кокетства.

Фото: Александр Иванишин

Почему такая хореография – все падают. Это танец буто?

Современный танец – контемпорари – часто использует необычную лексику, в том числе падения – в этом его особенность, его сила; другой вопрос – что это значит, кроме гравитации? Поэзию необязательно понимать буквально, она рассчитана на воображение читателя/зрителя, но я могу предложить такой ассоциативный ряд: неустойчивость, шаткость земного существования, головокружение, потерянность в пространстве и времени. Да, в современном танце есть элементы буто.

Фото: Александр Иванишин

Почему такой финал? Это точно финал?

Потому что в «Каменном госте» все проваливаются. Догадайтесь – куда.

Фото: Александр Иванишин

Почему много «конской темы»?

Конской темы много, потому что Пушкин очень любил лошадей, все время их рисовал и писал о них с удовольствием. Вспомните: «Что ты ржешь, мой конь ретивый».

Фото: Александр Иванишин

Почему вы это все сделали вот так?

Мы это сделали «вот так», потому что Пушкин – поэт, и мы на сцене сочиняем театральную поэзию. А поэзия – дело насквозь субъективное. Пушкина, Мандельштама, Бродского все понимают по-своему, на свой уникальный лад.

Фото: Александр Иванишин

Важно ли для вас мнение профессионального сообщества и мнение зрителей?

Для меня очень важно иметь обратную связь с моей аудиторией – и конечно, меня интересует мнение коллег, которые думают и пишут о театре профессионально.

URL List