Пыльные советские ковры, умопомрачительный запах оладьев, вечная музыка Фрэнка Синатры и актеры на расстоянии вытянутой руки…Камерный театр Малыщицкого вновь оправдывает свой статус: в ближайшие часы полное погружение в историю вам обеспечено. За качество погружения отвечают пьеса Светланы Баженовой, главный режиссер театра Петр Шерешевский и художник Надежда Лопардина.
Перед зрителями на сцене четыре актера — две семейные пары. Торик (Олег Попков) — художник, резчик по дереву. Всю жизнь вырезал фигурки для детских площадок, но мечтал о чем-то большем, о настоящем творчестве. И однажды ему выпал шанс оставить след в истории – ему предложили сделать герб – герб города Эн. «Главная площадь города Эн. Посреди площади стоят ворота. Знаменитые городские ворота, старинные, достопримечательность, их ещё рисуют на открытках». Работу Торика планировали повесить над этими воротами, в центре городка, чтобы каждый житель проходил и видел результаты его трудов.
Торик целиком погружается в большой заказ, забывает о сне и отдыхе, почти не ест. Но главное – он не обращает внимания на свою семью – жену Тамару (Светлана Балыхина) и выросших сыновей. Тамаре давно не нравилась работа мужа, и она уже много лет буквально задыхается от окружающей ее краски. Видя, что Торику до нее нет дела, Тамара съезжает от него. И Торик тут же сдает ее освободившуюся комнатку молодой паре — Лизе (Алина Кикеля) и Тошику (Андрей Жилин). Их устраивает низкая цена аренды и они охотно въезжают в дом.
Лиза — оптимистка по жизни: она всегда что-то напевает, веселится, шумит. Пьет по утрам коньяк из кружки, курит на пару с Ториком в открытую форточку. Она очень любит своего молчаливого, несколько инфантильного Тошика и каждое утро готовит для него кофе и оладьи. Их она готовит по-настоящему: разогревает плитку, месит тесто, жарит на огне и выкладывает их в тарелочку. Она кормит своего возлюбленного с рук – подносит к его рту оладьи и кофе.
Лиза постоянно гладит его, целует и ласково называет котиком. По Тошику сначала не ясно, нравится ли ему эта забота или нет. Хотя потом он говорит, что ему такие прозвища не нравятся, но он не спорит с девушкой. Тошик предпочитает сидеть дома, играть в компьютерные игры, съедать торт большой ложкой в одиночестве, спать и никуда не выходить. В то время как Лиза ведет хозяйство и работает каждый день уборщицей в детском саду. Несмотря на то, что у неё два высших образования, она не хочет пойти на собеседование на более престижную и выгодную вакансию. Ее все устраивает – уездный город, маленькая пыльная комнатка с множеством ковров на полу и стенах, коньяк с утра, низкооплачиваемый физический труд, равнодушный ко всему Тошик.
Она выглядит обывательницей, человеком, который ни к чему не стремится. Она так и говорит, — что может всю жизнь просидеть с любимым в комнате. Но Тошик не видит себя в этих отношениях и говорит Лизе, что планирует уехать без нее в родной город. Его мама нашла ему интересную работу и зовет его приехать, только одному, без девушки. Но и тут Лиза не унывает и спокойно воспринимает новость. Она говорит, что никогда не разлюбит Тошика и всегда будет ждать. И добавляет, что она будет его «бомбоубежищем» и Тошик может к ней всегда вернуться.
Вдруг на сцене появляется Надя (Светлана Циклаури) и произносит сумбурную речь, состоящую из научно-философских терминов и активной продажи семян помидоров. После напористого монолога она так же резко исчезает. Возможно, эта сцена символизирует противоречия, — разницу между внутренним тонким миром героев и бытовухой вокруг.
В начале спектакля кажется, что центральный персонаж именно Лиза – так ее много не сцене. Но постепенно фокус смещается на Торика и его жизнь. Жизнь несчастливую, даже неудавшуюся, но тем не менее притягательную. Потому что «художественное творчество – один из немногих путей на этой земле, позволяющих развивать свою душу и познавать самый «смысл жизни»», – полагает режиссер.
Смысл жизни и счастье у каждого свое — возвышенное или приземленное. Их можно найти равно как в акте творчества, так и в отражении чисто вымытых полов в детском саду. Но если с чистыми полами все более наглядно, то с творчеством дело обстоит сложнее. Пока Торик долго и мучительно работал над гербом, придумывал композицию и персонажей – Стрельца и Казака, которые были похожи на его сыновей и «смотрели как живые», в его услугах перестали нуждаться.
Герб заказали другому резчику, который сделал его за три дня. Пусть топорно и халтурно, зато быстро. И его работу тут же установили на главной площади над старинными воротами. Когда Торику об этом горько говорит Тамара, он сначала не слышит, не понимает ее. Но когда она зло шутит, что если тот герб заменить на его работу, то никто ничего не заметит, то он решает действовать. И под покровом ночи он заменяет чужой герб на свой. «Главная площадь города Эн. Посреди площади стоят ворота. Знаменитые городские ворота, старинные, достопримечательность, их ещё рисуют на открытках». След в истории оставлен.
Автор: Дарина Львова