«Игрушка», «Невезучие», «Папаши» и другие французские кинокомедии с участием актеров Пьера Ришара и Жерара Депардье завоевали сердца советских зрителей еще в 70-80-х годах и до сих пор остаются любимыми фильмами многих россиян. Автор всех этих картин — режиссер и сценарист Франсис Вебер. Другая его более поздняя пьеса «Ужин дураков» была не только успешно экранизирована на своей родине и в Голливуде, но и представлена на театральных сценах в Ирландии, Чехии, Китае и Греции.
Конечно, не могла такая искрящаяся юмором история обойти и русский театр! В петербургском театре «Буфф» свою версию предложил режиссер-постановщик спектакля з. а. РФ Михаил Смирнов. Премьера прошла в 2013 году, и с тех самых пор спектакль раз за разом собирает полный зал смеющихся зрителей.
Улыбку вызывает прежде всего контраст двух главных героев. Зажиточный книжный издатель Пьер Брошан (з.а. РФ Мурад Султаниязов) отличается язвительным характером и всегда готов вдоволь поиздеваться над глупыми гостями, которых он зовет на специальные ужины к друзьям. Однажды в его сети попадает Франсуа Пиньон (Дмитрий Аверин) — робкий и простоватый налоговый служащий. Он страстно увлекается караоке и даже создает собственную замысловатую систему подсчета баллов. Брошан предвкушает фурор, который произведет на очередном ужине этот недотепа со своим странным хобби.
Однако по всем канонам жанра комедии положений в его планы вмешивается судьба в облике неожиданной хвори. По состоянию здоровья Брошан вынужден отказаться от ужина, вот только нелепый гость уже маячит на пороге. Стоит только впустить Пиньона в дом, как вся жизнь известного книгоиздателя переворачивается вверх тормашками. Брак под угрозой, любовница в бешенстве, да еще и налоговая проверка может нагрянуть! А ведь Пиньон действительно пытается помочь, но почти любым своим поступком делает ситуацию хуже, словно иллюстрируя пословицу «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт».
Череда комичных событий разворачивается в стенах стильного пентхауса Брошана, куда всех героев доставляет подъемный механизм, создающий иллюзию настоящего лифта. А за пределы квартиры зрители заглядывают с помощью телефонных звонков, каждый из которых сопровождается отдельной яркой мизансценой на верхнем ярусе. Декорации, музыка, костюмы прекрасно сохраняют тот самый добрый и сентиментальный флёр французского кино.
И как бы не насмехался Брошан над Пиньоном и не клял за свои злоключения, кульминация истории приносит прозрение: наверное, лучше быть наивным и доверчивым простаком, но обладать чистым и открытым сердцем, чем быть умным, но злым от недовольства собой и жизнью человеком. Ведь именно умение прощать может подарить истинную свободу и надежду на светлое будущее всем: и героям, и зрителям.