Кабак, гитара, карты, половой во фраке и цилиндре, ощущение азарта и риска. Таким получился спектакль по роману Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» в «Ведогонь-театре». Режиссёр Дмитрий Лямочкин посмотрел на ключевые эпизоды известной истории с необычной стороны, да и назвал свой спектакль совсем необычно – «Какой уж тут Миколка!..».
В этой постановке нет момента убийства старухи-процентщицы, размышлений героя на тему «тварь я дрожащая или право имею?», Сонечки Мармеладовой, длинной истории о жизни матери и сестры Раскольникова, да и самого Раскольникова почти что нет. За весь спектакль он произносит всего несколько реплик, и сидит, съёжившись, на табурете. Зато здесь есть провокационная и опасная встреча наедине Свидригайлова и Авдотьи Романовны, есть откровенный, до мурашек, монолог Мармеладова о том, как он идёт ко дну, и всю свою семью тащит в пропасть, есть гениальный сыщик Порфирий Петрович, великолепно разбирающийся в психологии убийцы.
Режиссёр выбрал шесть коротких сцен из большого романа и представил расследование преступления как исследование человеческой души. Пять героев «Преступления и наказания» собираются вокруг карточного стола, где заправляет всем расфранченный половой (Сергей Зайцев), сидящий в центре. Он магически извлекает из-под стола различные предметы, от стакана воды до револьвера, по щелчку его пальцев загорается лампа, под звук его гитары сменяются сцены. Аскетичная обстановка кабака словно противопоставляется этому уверенному щеголеватому типу, временами даже посмеивающемуся над героями. Он, как судьба, подсовывая героям нужный реквизит или музыкальное сопровождение, наблюдает, как они рискуют, страдают, что-то предпринимают.
Герои вступают в действие по очереди, но уже из первого диалога Свидригайлова и Авдотьи Романовны зритель узнаёт всё то, что в этом спектакле опущено, и включается в расследование преступления, которое, впрочем, являет фоном для игр, затеянных другими героями. Сложнейшую игру с семейством Раскольниковых ведёт Свидригайлов (Алексей Ермаков), решив заполучить желанную женщину хитростью и шантажом. Невероятную стойкость проявляет Авдотья Романовна (Марина Бутова) и, рискуя всем, переигрывает Свидригайлова в борьбе за свою честь. Совсем другая игра с судьбой у Порфирия Петровича (Антон Васильев) – вывести на чистую воду Раскольникова и не отдать под суд невиновного. А вот Мармеладов (Павел Курочкин) и Раскольников (Ярослав Шевалдов) своё уже отыграли, первый перед смертью публично исповедуется, второй просто ждёт своей участи, даже не пытаясь скрыться от преследования.
В этих диалогах и монологах каждый герой обнажает то, что обычно скрыто от окружающих, то, за что стыдно только ему, то, в чём виновен только он. У каждого здесь свои преступления, и никому не уйти от наказания – как минимум, от угрызений собственной совести. Но так ли велика вина, чтобы из-за неё так страдать? И нужно ли принимать на себя страдание лишь потому, что ты ощутил себя грешником подобно тому самому Миколке, чьё имя вынесено в название спектакля? Ведь Миколка – маляр, работавший в доме старухи-процентщицы в день убийства. Он попал под подозрение полиции, а потом сам явился с повинной, хотя не убивал, а лишь хотел искупить свои грехи и стать лучше. Но действительно ли страдания делают человека лучше?
Автор – Наталия Алейнова