Премьера спектакля «Старший сын», Театр им. Вл. Маяковского «…жизнь всегда умнее всех нас…»

Премьера спектакля «Старший сын», Театр им. Вл. Маяковского «…жизнь всегда умнее всех нас…»

Говорят, для того чтобы выучить китайский язык, надо забыть все прочие иностранные языки, которые знаешь. С пьесой Александра Вампилова «Старший сын» после выхода в свет одноименной кинокартины (1975) происходит подобная история — чтобы поставить ее на сцене, необходимо абстрагироваться от прекрасного фильма, а это трудно.

фото: Татьяна Мордвинова

В театре им. Вл. Маяковского за эту непростую задачу взялся молодой режиссер Анатолий Шульев. Премьера состоялась 24 января и стала для театра первой в наступившем году.

фото: Татьяна Мордвинова

История о том, как незнакомый молодой человек Владимир Бусыгин (Алексей Дякин) за один день становится членом семьи Сарафановых, автор называет комедией. Комедийное начало действительно заложено в сюжете, но такова загадка драматургии Вампилова, что все, о чем он разговаривает со зрителем в своих четырех главных пьесах, всегда окрашено легкой грустью и лиризмом.

фото: Татьяна Мордвинова

Сохранить это удивительное вампиловское настроение создателям спектакля удается вполне. Режиссер не боится быть слегка несовременным, академичным, не стремится к поискам иных параллелей и смыслов. Вероятно, только таким образом и возможно сохранить хрупкую атмосферу оттепельной лирики с ее стремлением вглубь человеческих отношений.

фото: Татьяна Мордвинова

Окрашенная в серый цвет начальная мизансцена как кадр черно-белого фильма – тоже оттуда, из шестидесятых. Спиной к зрителям — мужчина в плаще и шляпе в призрачном свете летающих под ветром фонарей. В этой застывшей картинке есть нечто сюрреалистическое, словно на сцене ожил герой Рене Магритта.

фото: Татьяна Мордвинова

Сценография этой постановки (сценограф Мариус Яцовскис) заслуживает особого внимания, являясь по праву одним из действующих лиц спектакля. Она подробна и внимательна к деталям, от торшера до треугольных молочных пакетов в холодильнике. Геометрия декораций художественно очень близка изображаемой эпохе. В ней универсально соединяются переплеты железнодорожных опор, пристанционные домишки, колонки с водой и фонари с ностальгически точным по исполнению интерьером сарафановской квартиры.

фото: Татьяна Мордвинова

Выбор на роль Сарафанова Игоря Костолевского, на первый взгляд, представляется неожиданным. Однако уже с первых минут спектакля именно такой папа принимается сердцем и разумом с нежностью и сочувствием. Для этого актеру достаточно нескольких крошечных штрихов — поддернутые брюки в смешном сочетании с галстуком-бабочкой, нелепый и трогательный вид провинциального интеллигента, щурящего глаза под большими очками, съежившегося в предчувствии одиночества. Его взрослые дети Нина (Полина Лазарева) и Васенька (Станислав Кардашев) как раз собираются разлететься из гнезда. Отец делает слабые попытки их удержать, и в этот драматичный момент в жизни семьи появляются «старший сын» Владимир с приятелем Сильвой (Владимир Гуськов).

фото: Татьяна Мордвинова

Алексей Дякин — актер органичной эмоциональности: в резких перепадах настроений героя он верен и страстен до абсолютного правдоподобия и слияния с образом. Бусыгин боится потерять своих новых близких, как боится этого и Сарафанов. Темперамент и душевная открытость нежданного гостя подталкивают всех к неожиданным для самих себя действиям и становятся опорой распадающейся семьи. У Алексея Дякина получается очень вампиловский герой, наверное, как раз такой, каким видел его автор пьесы. Он не слишком похож на студента, в своей серой кепочке скорее напоминает гопника, но, по ходу действия, из молодого беспечного ловеласа он превращается в настоящего мужчину, по-сибирски основательного, надежного.

фото: Татьяна Мордвинова

Это сразу примечает и Нина, героиня Полины Лазаревой. Ее изначальная недоверчивость, резкость и максимализм являются защитной реакцией от жесткого мира, в который девушка, тем не менее, стремится с трепетным желанием перемен, свойственным молодости. Актрисе отлично удается сыграть этот едва заметный переход из подростка в юную женщину, которая просыпается в героине после встречи с Владимиром.

фото: Татьяна Мордвинова

С подобным развитием образа только в противоположную сторону сталкивается и актер Владимир Гуськов. Его Сильва выходит на сцену симпатичным франтоватым молодым человеком, авантюрным и беззаботным, но не вызывающим ни малейшей антипатии. К концу пьесы герой раскрывает свое подлинное нутро: скользкое, подлое и хамоватое.

фото: Татьяна Мордвинова

Хорош вихрастый Васенька Станислава Кардашева. Порывистый тинейджер пытается сбежать из дома от несчастной любви к взрослой женщине. Он во всем копирует сестру — в первоначальном недоверии к пришедшим, в своей попытке решить проблему отъездом, в чутком и мгновенном братском чувстве к Владимиру.

фото: Татьяна Мордвинова

Им всем не хватало друг друга и в один прекрасный вечер они друг друга нашли. Пьеса Вампилова, конечно, не только об этом. «Она тонка, глубока, сложна, необычна. На первый взгляд, такая наивная и легкая история, но, если копнуть, там такая глубина…и мне, как актеру, нужен был такой материал. Во-первых, это классика, а я люблю классику. Во-вторых, как актеру мне чего-то подобного не хватало. Наверное, вот такой встречи. Когда человек выходит на сцену одиноким, а в конце у него — семья», — рассказал журналистам после спектакля исполнитель главной роли Алексей Дякин.

фото: Татьяна Мордвинова

Драматургия Александра Вампилова, действительно, классична и невероятно сценична. В ней есть четкое триединство действия, места и времени, внезапные повороты сюжета, внятная структура и мысль. Как говорится: бери и твори. Именно так и поступили в Театре Маяковского — соединили прекрасный актерский ансамбль, великолепную сценографию, музыку, и первая встреча знаменитой московской сцены с творчеством блестящего иркутского драматурга получилась теплой, спокойной и легкой. Это тот самый случай, когда после спектакля легко становится на душе, и жизнь уже не кажется суетной и безнадежной.