Ежегодный театральный проект Союза театральных деятелей «Лаборатория 40+», проходивший в Москве и Рузе с 5 по 19 сентября, завершился премьерой выпускного спектакля «Нутро».
В этом году Лаборатория собрала 13 мастеров театрального дела, заслуженных артистов, отдавших сцене более 20 лет. География региональных театров, откуда прибыли участники проекта, простирается от Волгограда до Якутска. Замечательный замысел – познакомить опытных актеров со свежими тенденциями в области сценического искусства, с новыми площадками, коллегами по цеху, дает участникам возможность встряхнуть свой творческий потенциал и получить стимул к дальнейшим поискам в сфере театральной деятельности.
17 и 18 сентября в Боярских палатах СТД РФ был представлен итоговый документальный спектакль «Нутро», который актеры и постановщик Дмитрий Крестьянкин органично вплели в исследовательскую суть проекта. Живая плоть этой работы взросла в процессе лаборатории. Исполнителям была предоставлена возможность выбрать свою уникальную, личную историю из багажа нажитого опыта и просто, без прикрас, рассказать ее зрителям так, словно это не спектакль, а обычная беседа-исповедь.
На сцене пара микрофонов, синтезатор (композитор Алексей Восткриков, Санкт-Петербург) и одинокий стул. Когда-то в малолетстве почти всех ставили на табуретку-трибуну для декламации простеньких детских стихов, в исполнение которых мы вкладывали всю ребячью искренность. Задачи добиться подобной непосредственности в рассказе о самом трепещущем внутри, свести искусство и жизнь так, чтобы они стали неотличимы друг от друга, освободить свое нутро от груза репертуарных работ и облегчить душу перед переполненным залом так, как зачастую выговариваются перед случайными соседями по купе пассажиры поезда, сделали спектакль дышащим и чутким.
«В этой работе мне хотелось уделить внимание личным история участников лаборатории, узнать, какие темы волнуют старшее поколение коллег, насколько они будут состыковываться с моим восприятием театра и мира», – рассказал режиссер Дмитрий Крестьянкин и предложил исполнителям высказаться о «вещах, о которых мы думаем, но не говорим».
Дмитрий Крестьянкин – молодой режиссер и художественный руководитель «Плохого театра» из Санкт-Петербурга, известный и работами на столичных сценах. Некоторым из своих подопечных в «Лаборатории 40+» он почти годится в сыновья. Тем не менее, сам постановщик уже тоже успел накопить личностный опыт того, «о чем думаем, но не говорим». Именно поэтому, свой спектакль Дмитрий начал с собственного краткого, но емкого высказывания о правде и лжи, их извечной борьбе за человеческую душу: бывает ли ложь во благо и если да, то не становится ли предателем ее автор?
За режиссером последовали актеры. Истории печальные и веселые, исполненные с пионерским задором и тихой грустью, о свободе от лжи, зависти, счастье, о разности и разновидностях любви и нелюбви «разогнали» зал на параболе «эмоциональных качелей». Из небольших рассказов-признаний встала в полном объеме сама жизнь, не уводящая, впрочем, далеко от театра.
Актеры делились опытом детства. Старик Фрейд был бы рад своей правоте. Действительно, все самое незабываемое, на первый взгляд, незначительное, порой не по-детски грубое, ранящее, иногда, напротив, поддержанное любовью близких, живет в нас всю последующую жизнь и обуславливает дальнейшую биографию. Выбор профессии («когда б вы знали, из какого сора» нередко взрастают актерские таланты!), определяющие поступки, становление собственной семьи прямым образом вытекают из тех крошечных моментов детского бытия, которыми наполнили зрительный зал участники спектакля.
На сцене, на глазах у зрителей родилось чудо единения двух видов театра: драматического, близкого к классике высокого искусства и новаторского, социально-документального «театра горожан», стремящегося к внедрению искусства в обычную жизнь обычных людей. Сложившееся попутно выяснение, какое состояние интереснее зрителю: когда он «обманываться рад» или же готов принять «театр в жизни» и даже с личным погружением в «служенье муз», было поддержано виртуозной режиссурой. Театр почти не вмешивался в правду историй, но бережно соединял их своим тонким присутствием.
Мастер инклюзивного, вовлекающего театра Дмитрий Крестьянкин словно испытал актеров-профессионалов на прочность, предложив им перейти «на ниву» социального театра и попробовать расшевелить нутро свое и слушателей не столько игрой, сколько нерастраченной всуе исконностью существования. Найти в себе подобное состояние гораздо проще тем, кто не играет, а живет на сцене, то есть, непрофессиональным артистам. Раскрепостить свое нутро, извлечь его из «систем» и правил сценического цеха, а может быть, наоборот – сыграть актера-рассказчика, актера-любителя, используя профессиональные навыки – отличная идея для лабораторного исследования нутра театрального. Представленное полным внимания и сочувствия зрителям, «Нутро» явилось примером взаимодействия самостоятельной творческой работы артиста, искусной «оркестровки» ее режиссером с вечно волнующей правдой жизни, стремящейся подняться к недосягаемым вершинам искусства.