К теме противостояния добра и зла часто обращаются режиссеры кино и театра. Почему все-таки человек иногда выбирает зло? Сможет ли добро перевоспитать зло?
Пьеса «Дорогая Елена Сергеевна» рассказывает о золотой молодежи, рушившей советские идеалы. Ее ставили на всём пространстве «перестроечного» СССР, а одноименный фильм с Мариной Неёловой в главной роли знаком если не всем, то многим. Ученики 11 класса приходят в гости к учительнице, но этот визит становится для нее испытанием и проверкой на прочность.
В спектакле Владимира Жукова в «Сатириконе» все ещё жестче, чем в фильме. Вдохновляясь фильмами «Догвилль» Ларса фон Триера и «Заводной апельсин» Стенли Кубрика, он интерпретирует драму Людмилы Разумовской на сцене по-новому, не сглаживая углы, как это делал Эльдар Рязанов в фильме, а вытаскивая все зло на поверхность.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/10/462a9ebf547ea4845b083f81f35f477b.jpg)
Начинается все безобидно. Школьники, надев клоунские носы, веселой гурьбой, вваливаются в квартиру своей учительницы. Они поздравляют ее, дарят подарки, качают на стуле, слушают музыку и танцуют. Всем весело. Казалось бы, что может пойти не так?
Увы, это не история про отзывчивых и внимательных учеников, которые хотят порадовать преподавателя в День Рождения. Они пришли за ключом от сейфа. В нем лежат экзаменационные работы, которые ребята написали очень плохо. Им грозят проблемы с поступлением в институт. Это рассказ о том, на что готовы совсем еще юные создания, чтобы получить желаемое.
И вроде бы все они неплохие ребята: Ляля (Алина Доценко/Анна Петрова) хочет жить, как девушки с обложек глянцевых журналов, будущий филолог Паша (Ярослав Медведев/Константин Новичков) хочет изучать Достоевского, Витя (Кирилл Бухтияров/Илья Рогов) просто хочет поступить в институт. Но, как это и бывает в жизни, они попали под влияние сильнейшего. Володя (Никита Григорьев), подмяв под себя ровесников, проводит эксперимент по управлению людьми, ему чтобы стать крупной фигурой, нужно уметь добиваться своих целей любыми средствами.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/10/148e7ad1ae3311a9b8877ea32e492833.jpg)
«В конце концов, у каждого человека есть слабое место. Нужно его только правильно определить и вовремя нажать кнопку», —говорит он и ставит в пример Петра I и Наполеона. Именно Володя раскрывает все карты и сообщает Елене Сергеевне истинную цель визита.
В роли школьников выступают молодые артисты – выпускники мастерской Константина Райкина. В силу не только актерского мастерства, но и возраста, им удается передать все хитросплетения пубертатного периода и становления личности. Здесь и юношеский максимализм, и отрицание правил, и еще размытые, неустоявшиеся характеры, и очень узнаваемые тонкие чувства, спрятанные под наглой бравадой. Даже вожак всей этой разношерстной компании, хоть и мнит себя Наполеоном, просто обычный подросток.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/10/5b3159f271c0adca722f2e3f786b064c.jpg)
Учительницу математики играет заслуженная артистка России Наталия Вдовина. Ее Елена Сергеевна — благородный человек со строгими моральными принципами. Она отказывается верить в такое предательство учеников и пытается разбудить в школьниках совесть, внушить им идеалы добра, справедливости, гуманного отношения к человеку. Актриса проживает со своей героиней весь спектр эмоций: радость встречи, нежность, а затем негодование, отчаяние и безысходность. И страх… Ведь в какой-то момент ребята теряют остатки благоразумия: они обыскивают учительницу, запугивают ее, громят квартиру, обрезают телефонный провод. Елена Сергеевна хватается за нож, но даже это не помогает. Соседям тоже наплевать, на шум и крики никто не приходит. Страшно. Пугающе. Не знаешь, чего ждать дальше.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/10/de0650f915af29483e0e311bf5ff89ab.jpg)
Боится ли она? Конечно боится. Но готова биться и стоять за свою правду. До последнего… Елена Сергеевна – «Антигона». В её образе мы видим человека, защищающего свои идеалы. Но, в конце концов, она все же сдается и бросает ключ Володе. Победа? Друзья-одноклассники уже не так уверены. Ключ остается лежать на столе. Значит ли это, что она все же смогла достучаться до ребят?
Пьеса петербургского автора Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», написанная в 1980-х не только не теряет актуальности, а даже становится в наше время еще более понятной и острой. Современные школьники и студенты идут на хитрости и уловки, чтобы получше сдать экзамены. А родители хотят, чтобы их ребенок учился в лучшем ВУЗе и помогут ему при любой возможности. Как далеко может зайти человек, который думает, что ему все можно? Сможет ли кто-то или что-то его остановить?