12 и 13 октября состоится премьера спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Багровый остров». История о театральной кухне, где кипит острая сатира, витает юмор, и всё заправлено горечью изобличения, была специально написана для Камерного театра. Вернут пьесу на сцену Театра имени А.С. Пушкина молодой режиссёр, актёр Фёдор Левин и художественный руководитель театра Евгений Писарев.
Насколько честен был Михаил Афанасьевич, описывая закулисные интриги? Что кроме генеральной репетиции новоиспеченной пьесы таит в себе сюжет под мистическим названием «Багровый остров? На эти и другие вопросы отвечает режиссёр Фёдор Левин.
Всё, что зритель увидит на сцене и всё, о чём писал Михаил Булгаков, изображая театральную кухню – правда?
В принципе – да. Но это очень обострённые обстоятельства. Не помню, кто сказал, что кино – это выжимка из жизни, только интересные и самые переломные события. Невозможно показать «просто жизнь». В кино и в театре нужно показывать события, меняющие людей. Булгаков обострил ситуацию, но она очень похожа на то, что происходит внутри театра.
Вы служите в театре имени А.С. Пушкина с 2019 года и успели сыграть несколько главных ролей. Что послужило поводом обращения к режиссуре?
Это мой изначальный план. Вместе с другом (ныне режиссёром) Сашей Золотовицким мы мечтали о режиссуре. Но наши мудрые родители сказали, что в 16 лет идти в режиссёры глупо, это «взрослая профессия», нужно накопить опыт. Мы согласились и решили изучать театральную кухню с нуля, поступили на актёрский. Это был правильный выбор! Мы учились в лучшей в Москве, на мой взгляд, мастерской Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ. После окончания учёбы я не мог отказаться от предложения Евгения Писарева и поступил в труппу театра. Евгений Александрович сразу дал мне множество авансов, главную роль в спектакле «Ложные признания», где моими партнёрами стали Вера Алентова, Виктория Исакова, Борис Дьяченко, Андрей Заводюк… И вот рядом с ними я! (смеётся). Было очень сложно, ничего не получалось, но Евгений Александрович терпел и ждал, дождался. Спасибо ему за эту веру в меня. Если бы не он, ничего бы и не было.
Евгений Писарев вам предложил взяться за постановку пьесы «Багровый остров»?
Это произошло во время экспериментальной лаборатории, которую каждый год проводит наш театр. Был вывешен список пьес, предложенных для работы. Я стал читать пьесы и мне безумно понравился «Багровый остров». Наш завлит Зоя Бороздинова сказала мне: «Федя, пиши заявку!», а я боялся, но буквально за два дня до завершения приёма всё-таки решился. Ну, а Евгений Александрович и Катя Коновалова выбрали мою экспликацию. Ставить пьесу «Багровый остров» непросто, потому что в тексте огромное количество действующих лиц, «толпы туземцев, арапы, артисты», разные места действия. Пьеса абсолютно не самоигральная, найти к ней ключ безумно сложно. Этим мы занимались, когда готовились к читке, этим занимаемся сейчас.
Центральная тема, пронизывающая всё творчество Михаила Булгакова – художник и власть. Она близка вам?
Конечно. Это вечная тема: художники реагируют на время, у них чувственное восприятие всего происходящего. Настоящий художник отражает реальность и старается делать это честно. Булгакову приходилось держать не одну фигу в кармане. И это как раз отражено в «Багровом острове». Пьеса построена на событии – должен прийти цензор, который или запретит, или разрешит к постановке материал. От этого зависит судьба режиссёра, драматурга, актёров и всего театра.
На ваш взгляд, самоцензура должна существовать в театре?
Если из любого понятия убрать любовь, всё превращается в ужас и анархию. Если из цензуры убрать любовь – она выйдет безумной и всё уничтожающей вещью. А вот разумная цензура должна быть. Например, Фёдор Тютчев был главой цензурного комитета и выполнял свою работу с любовью. Единственное, что он запретил за свою долгую карьеру – это «Капитал» Маркса. Запретил с формулировкой – «тот, кто сможет правильно понять эту книгу, сможет прочитать её на немецком языке». Если человек образован, он сумеет правильно понять идею социализма. Мне кажется, нельзя цензурировать правду.
Действие пьесы «Багровый остров» разворачивается в первой половине ХХ века. Сохранится ли хронология в спектакле?
Мы работаем вне времени: не играем в современность или в ХХ век. Мы находимся в чистилище смыслов.
Имя Булгакова автоматически вызывает ассоциацию с мистическими сюжетами. Найдёт ли мистика своё воплощение в спектакле?
Мистикой пронизано в спектакле всё. Мы не делаем «по мотивам пьесы» и никак не искажаем авторских смыслов, авторский текст. На сцене будет происходить дикое безумие, экшн, танцы, извержение вулканов, но это лишь обёртка смыслов, которые кроются в пьесе!
Экшн – это и есть жанр будущей постановки?
Нет, жанр я определил как «комитрагедия». Безумно смешная комедия, в финале превращающаяся в древнегреческую трагедию. Не смех сквозь слёзы, а настоящая трагедия с сухими глазами.
У Михаила Афанасьевича были сложные отношения с критиками. Как вы относитесь к критике, и кто для вас в этом вопросе авторитет?
Я хорошо реагирую на критику. Если здоровая, честная критика – это вообще замечательно. Внутренне во мне всегда присутствует критика моего педагога Дмитрия Владимировича Брусникина, который говорит мне: «Дребедень!» Авторитетным критиком для меня всегда будет Евгений Александрович Писарев, в котором я заново обретаю своего мастера. Никогда мне не врёт и зря не хвалит мой отец. Впервые он меня похвалил в конце второго курса и один раз в конце четвертого, после спектакля «Преступление и наказание». Если папа – жёсткий, то сестра – добрый критик. Мы с ней очень близки, понимаем друг друга с полуслова. Она – художник «Багрового острова». Её я считаю одной из лучших современных художниц и безумно рад, что мы вместе работаем (художник спектакля Мария Левина, – прим. ред).
Какой эпиграф вы бы выбрали для спектакля?
Буффонада, где пародируются театральные, литературные и идеологические штампы. Убийственный памфлет о том, что делать, когда жизнь рушится. Не трагикомедия, а «комитрагедия» разворачивается в «Багровом острове».
У вас не было соблазна самому сыграть в спектакле?
Нет, у меня не было, а у Евгения Александровича был (смеётся). Возможно, когда-то я войду в состав, но это пока только догадки. Роль, которую я могу сыграть, замечательно играет другой актёр. Вообще, у нас в театре самая лучшая труппа!
Ломаете стереотип о закулисных интригах.
О пушкинском театре всегда ходили слухи, что здесь домашняя атмосфера. Я, конечно, не верил, пока не пришёл сюда работать. Была репетиция ввода в спектакль «Оffис», который играли уже лет десять. Когда в репзал вошла Саша Урсуляк, я думал, что умру от зажима. Представлял, как сейчас меня начнут упрекать, ругать. А первое, что сказала мне Саша: «Феденька, какой ты хороший! Что-нибудь выучил? Если нет – сейчас всё выучим. Я тебе помогу, не волнуйся». Удивительная атмосфера!
Вы сразу определились с выбором исполнителей главных ролей в спектакле?
Были сложности, разногласия, длинные обсуждения, но в результате всё сложилось. Главную роль – худрука театра – исполнит Александр Матросов (как мне кажется, один из лучших артистов Москвы), а главную женскую роль − потрясающая Ирина Царенко. У нас вообще замечательная команда артистов разных поколений: Саша Дмитриев, Андрей Сухов, Алексей Воропанов, Никита Пирожков, Иван Литвиненко, Александр Кубанини, Лера Елкина многие другие. С нами также работает Владимир Евгеньевич Григорьев, который старше меня в три раза! Как-то на репетиции мне сказали: «Ой, ну, Федя, не так…» Владимир Евгеньевич тут же заступился: «Говорит режиссёр! Надо слушать». Я через него всё проверяю. В спектакле занят целый курс студентов Евгения Александровича из школы-студии МХАТ, так что по массовости «Багровый остров» не уступает ремаркам Булгакова о толпах и полчищах. Также над спектаклем работает один из лучших московских хореографов Ира Га, так что танцы будут огонь! Декорации у нас будут использоваться из разных спектаклей: ткань из «Жанны д’Арк», старый занавес театра, оружие из других постановок. Происходит закольцевание истории нашего театра.
Музыка для таировского спектакля была специально написана композитором Александром Метнером. Какое музыкальное оформление будет в вашей версии?
Нереально крутое! (смеётся) Музыкальный консультант нашего спектакля Артём Тамбиев знает всё о классической музыке. В первую встречу мы просидели 10 часов, потом подбирали музыку 8 часов и до сих пор работаем над этим. Соединяет всё, дописывает, переписывает саунд-дизайнер Григорий Левченко. Он смешивает электронную и классическую музыку: Шостаковича, Вагнера, Генделя. Заложено очень много метафор: в сцене, когда на трон садится царь-предатель, будет звучать вагнеровский «Просыпающийся дракон» (опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», – прим. ред).
В своих интервью вы утверждаете, что «сила человека в мечтах». О чём вы мечтаете сегодня?
Выпустить «Багровый остров»! Пусть зрители посмотрят спектакль, выйдут из зала и задумаются не о глупостях, а о важных вещах. И дальше будут жить жизнь.