«Есть такой дар, такая способность, которая по привычке принимается нами как данность. Как что-то само собой разумеющееся…На самом деле, подлинное и до сих пор не разгаданное ни наукой, ни медициной чудо посылается непонятно за какие заслуги и по каким причинам. Именно это и наделяет человека тайным знанием. Речь о способности влюбляться. Как устроена любовь? Из чего она состоит? Это мы и исследуем в спектакле. Кажется, в наше время, когда мы так измучены и разобщены, есть только один шанс спастись: влюбиться»
Так говорит режиссер Олег Долин о своем спектакле «Комедия двенадцатой ночи», и он прав. Влюбиться в его новую работу так же легко, как и в «Зобеиду», «Женщину-змею», «Лекаря поневоле», «Снегурочку». Причин для влюбленности здесь предостаточно, как и объектов для нее. Можно, например, влюбиться в чудесный музыкальный квартет, сопровождающий спектакль, или в роскошные платья Оливии, или в очаровательного пьяницу и шутника сэра Тоби, или уморительный мимический рисунок Мальволио. Любовью к театру и зрителю спектакль наполняется с первых секунд.
Открывает и завершает действие Дух любви (Андро Симонишвили), и это не привычный розовый пухлый пупс с колчаном за плечами, а настоящий театральный – «упакованный» в чехол для костюмов и вешалкой вместо лука. Настройка зала на любовное настроение происходит в беззвучном, но выразительном режиме, сопровождающимся ловлей стрел всеми желающими немедленно влюбиться. В этом спектакле Андро – чемпион по количеству ролей, он не только Дух любви, но и Себастьян, Курио и Пристав. Также меняют маски Александр Макаров (Антонио, Валентин), Денис Зайнуллин (Капитан, Священник, Пристав) и Сергей Кизас (Шут, Пристав).
Для тех, кто немного подзабыл кто все эти люди, коротко напомним сюжет комедии Уильяма Шекспира. Близнецы Виола и Себастьян терпят крушение в плавании и теряют друг друга. Оказавшись в Иллирии, Виола, переодевшись мужчиной, поступает в услужение к герцогу Орсино и влюбляется в него. Герцог, в свою очередь, влюблен в неприступную красавицу Оливию, к которой он и посылает нового слугу в надежде добиться свидания. План проваливается, Оливия влюбляется в герцогского посланца, не подозревая, что это женщина.
Классическую комедию Олег Долин и ставит как комедию, легко и весело, без всякого двойного дна, намеков на современность и актуальных шуточек (маркировка 12+ вполне оправдана). В тандеме с художником по костюмам Евгенией Панфиловой он создает яркие и забавные образы, которые только подчеркивают лаконичные декорации сценографа Елизаветы Борисовой. Для сопровождения действия режиссер выбирает живую музыку – великолепный квартет: фортепиано, флейта, гитара, контрабас. Все составляющие спектакля складываются в единое целое, которое не хочется рассматривать по отдельности, но об актерах поговорить, конечно, стоит.
Самое главное и важное в этом спектакле – отчетливо видимое удовольствие, с которым актеры выходят на сцену. Здесь, кажется, даже уместно употребить немного сленга: они так кайфуют от происходящего, что «заражают» этим весь зал. И те, кто уже работал с Олегом Долиным, и те, для кого это впервые, органично вплетаются в ход мыслей режиссера, и в итоге «выдают» идеальные рисунки роли. Умопомрачительное девичье трио – Владимира Петрик (Виола), Диана Огай (Оливия), Лина Веселкина (Мария) – не уступает ярким соло Сергея Епишева (Мальволио) и Владимира Яворского (Орсино). Лирики добавляет спектаклю Андро Симонишвили (Себастьян), а трагедии – Александр Макаров (Антонио). За веселое хулиганство, не менее веселое пьянство и сопутствующие ему вокальные экзерсисы отвечают Виталий Довгалюк (Сэр Тоби), Максим Шуткин (Сэр Эндрю) и Сергей Кизас (Шут).
«Комедия двенадцатой ночи» – чистая, ничем не замутненная театральная радость, объединяющая актеров и зрителей, мужчин и женщин, детей и взрослых. Это атмосфера всеобщего ликования, в которой никто не стесняется своей эмоциональности, открыто реагируя на происходящее на сцене. Здесь никто не «шикает» и не смотрит косо, здесь можно расслабиться и забыть обо всем на свете, кроме чуда «здесь и сейчас».