В Центре театра и кино под руководством Никиты Михалкова есть уникальный цикл спектаклей «Метаморфозы», построенный на дуэте великих русских писателей – Антона Павловича Чехова и Ивана Алексеевича Бунина – и объединении нескольких режиссеров в работе над одним спектаклем.
Каждая постановка цикла представляет собой несколько миниатюр в разных жанрах, объединенных общей идеей и дополненных небольшой документальной кинохроникой, проливающей свет на творческий процесс создания спектакля. Особенностью «Метаморфоз» являются проецируемые на полупрозрачный занавес видеодекорации, созданные художником Юрием Купером.
Спектакль «Жены артистов» состоит из произведений «Ида», «Муза», «Осенью» (И.А.Бунин) и «Ушла», «Рассказ госпожи NN», «Жены артистов» (А.П.Чехов). По словам художественного руководителя Никиты Сергеевича Михалкова, объединяет эти рассказы тема запретного, неосуществленного чувства. Режиссерами миниатюр выступили: Александр Коручеков, Вера Камышникова и Игорь Яцко.
Открывает действие миниатюра «Ида», рассказывающая о том, к чему приводит душевная «слепота». Некий композитор (Игорь Сергеев) предпочитал не замечать внимания со стороны прекрасной дамы (Нара Сабитова) до той поры, пока она не исчезла с его горизонта. Осознав, наконец, свою ошибку, герой обнаруживает, что Ида давно замужем.
В следующей за «Идой» «Музе» ситуация обратная. Юная девушка (Марианна Васильева) сама выбирает мужчину (Александр Ведменский), но затем легко, и без объяснения, меняет его на другого (Владимир Кочетков). Особенностью двух новелл является отсутствие патетики и нарочитой трагедии. В них – лишь оттенок светлой грусти по несбывшемуся.
Но долго грустить зрителю не придется, следующий рассказ – комедийная история «Осенью» в жанре немого кино. Он (Александр Кижаев) и Она (Катя Сергеева) беззвучно выясняют отношения, трясясь по ухабам в бричке, а все, что они хотят друг другу сказать, транслируется на экран.
К слову, экран тоже играет свою роль в происходящем. В промежутках между новеллами публику знакомят с «Имперскими вестями», пестрящими малоизвестными фактами того времени: от произвола мясников, повысивших цены до 20 копеек, до анонса новых постановок на театральных подмостках. Без рекламы тоже не обойдется, разумеется в духе времени.
О том сколько стоит хорошая жизнь и на что при этом нужно закрыть глаза расскажут Эвелина Семерикова и Сергей Радченко в новелле «Ушла». Здесь главным героям аккомпанирует театр теней, представляющий роскошный бал в богатом доме.
Продолжает денежный вопрос, но уже с другой стороны, «Рассказ госпожи NN». Молодой человек (Игорь Сергеев) не может сделать предложение любимой девушке (Софья Куцерубова), ведь он беден и не знатен. С течением времени ни его любовь, ни положение не меняется, а она все ждет…
Завершает постановку довольно язвительное высказывание Антона Павловича о творческих людях, точнее – о творческих мужчинах. «Жены артистов» предостерегают милых дам от подобного замужества с целью сохранения нервов и рассудка, а Эвелина Семерикова и Александр Ведменский наглядно демонстрируют последствия несогласия с рецептом доктора Чехова.
Рецепт Никиты Сергеевича Михалкова (если не для всей жизни, то для хорошего вечера) – «Метаморфозы». Калейдоскоп характеров и ситуаций, разнообразие жанров и актерский драйв, музыкальные и визуальные находки, мультисюжетность, эмоциональный накал и вовлеченность в происходящее на сцене – все это ждет зрителя на сцене Центра театра и кино.