Агент ЦРУ, американские биолаборатории, реинкарнация Вишну, приближение конца света… И это всё в Боярских палатах. Здесь состоялась премьера Театра Труда и Мастерской Брусникина «Калки» по мотивам одноимённой книги Гора Видала (автор инсценировки – Андрей Стадников). Что заставило режиссёра Алёну Лазько в 2023 году обратиться к произведению, созданному в конце 1970-х? Очевидно, общемировая политическая напряжённость, возможность провести параллели, поразмышлять на актуальные темы…
На борту авиалайнера встречаются американская журналистка с лицензией пилота Тедди Оттингер (Дарья Ворохобко) и доктор Ашок (Аскар Нигамедзянов), который позже раскроется как спецагент, а ещё позже – как великий обманщик. Из их разговора становится понятно, что летят они на встречу с Калки (Родион Долгирев) – мессией в буддизме, под ликом которого скрывается бывший военный Джим Келли, вероятно, наркоторговец и шарлатан.
Уже в ашраме (обитель мудрецов и отшельников), где Калки восседает с двумя фанатичными поклонницами (Полина Повтарь и Кристина Якимушкина), становится ясно, что журналистка призвана мессией не просто для интервью, а для великой цели – помочь отправить человечество в «золотой век», а именно управлять самолётом, с борта которого на землю упадут лотосы. Одурманенная Тедди Оттингер миссию выполняет, но понимает, что убила лотосами с начинкой из биологического оружия почти всех людей на Земле. Выжили лишь обитатели ашрама, планировавшие нарожать совершенных граждан, но вскоре всё пошло не так, а коварный Калки оказался обведён вокруг пальца многоликим Ашоком.
Пространство Боярских палат позволило воплотить эту историю без пауз для смены декораций (сценограф – Александр Петлюра) – зрители переходят из зала в зал, когда того требует поворот сюжета. Им удаётся почувствовать себя и пассажирами самолёта, и случайно заглянувшими в ашрам любопытными, и обитателями Земли, на которых падают лотосы, и призраками, заглянувшими на прощальную вечеринку выживших, где все маски будут сброшены и станет ясно, что будущего нет.
Действие, начавшееся с расслабленной обстановки полёта, усиленной медитативной атмосферой ашрама, становится мегадинамичным в момент «конца света»: зрители буквально попадают на дискотеку, где извивается в гимнастических упражнениях Тедди Оттингер. А наступление «золотого века» уже не предвещает спокойствия – нервное напряжение осознавшей реальность журналистки рисует ей весь мир черно-белыми красками (режиссёр пускает в ход театр теней), смотреть правде в глаза совсем неприятно, а скорость развития событий не собирается замедляться.