Когда вышел сериал «Вольф Мессинг», вся страна буквально приросла к экранам. Человека, природа которого до сих пор не разгадана, воплотил в киноленте актер театра им.Е.Вахтангова и ректор института им.Щукина Евгений Владимирович Князев. На эту роль не было даже кастинга, режиссер Владимир Краснопольский видел Мессинга только в его исполнении. И его можно понять. Евгений Князев обладает каким-то мистическим, почти гипнотическим даром, завораживающим голосом и не менее завораживающим взглядом. И если глядя на экран сложно уловить эту энергетическую волну, то театр позволяет окунуться в нее с головой, даже сидя на последнем ряду балкона.
Когда Князев появляется на сцене, можете быть уверены, ваш взгляд, помимо вашей воли, устремится к нему. В спектакле «Маскарад» его Арбенин статичен и безмолвен первые десять минут, и все равно он – центр притяжения. Его холодная аристократическая надменность вскоре сменится бушующей страстью и тоскливым безумием, погребенными под красотой метели и музыки.
Безмолвным Карениным в хореографическом спектакле Анжелики Холиной «Анна Каренина» Евгений Князев проживает трагедию неоправдавшихся надежд, бесчестия и потерянной жизни.
Слепым прорицателем Тиресием он повергает в ужас грозного царя в спектакле «Царь Эдип».
Несчастным и нелепым, но добрейшим Шмуле-Сендером Князев повезет друзей на своей лошадке в Вильнюс в спектакле «Улыбнись нам, Господи!».
В дуэте с Василием Лановым, Евгений Князев вот уже двадцать лет играет очень тонкий и трогательный спектакль «Посвящение Еве». Его Эрик Ларсен – воплощение всех граней любви – и самых светлых, и самых мрачных.
Казалось бы, такая фактура не предполагает комедийности, но это только кажется. В спектакле Александра Коручекова «Горячее сердце», Евгений Князев играет городничего Градобоева, собирая в своем персонаже все любимые нами черты всех городничих русской классики. Серапион Мардарьич одновременно туповатый и хитрый, боевой и сентиментальный, ленивый и деятельный, и, конечно, очень смешной.
Не чужды нашему герою и итальянские страсти. В комедийной мелодраме «Суббота, воскресенье, понедельник», по пьесе Эдуардо де Филиппо, Евгений Князев – глава большого и шумного итальянского семейства, где за один только день может произойти столько событий, что голова кругом. И несчастный Пеппино Приоре просто не успевает осознать происходящее.
Конечно, главное наслаждение для ценителей и почитателей таланта Евгения Князева – его моноспектакли. «Дом из стихов» посвящен русской поэзии. Дом «строится» из стихотворений Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского и других авторов. Это не просто читка, это театрализованное сценическое действие. Актер становится персонажем произведения: то трибуном, то философом, то смешным экскурсоводом по дому поэта, то добрым зевакой в толпе, подбадривающим упавшую лошадь.
Когда-то в театре им.Е.Вахтангова был спектакль «Пиковая дама», поставленный Петром Фоменко. Евгений Князев играл в нем роль Германна. К сожалению, спектакль ушел из репертуара, но «Пиковая дама» осталась в театре, и теперь Евгений Владимирович один воплощает всех персонажей произведения на маленькой сцене Арт-кафе.
К 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой, Евгений Князев создал спектакль «Казанова» в основе которого драматическая поэма «Феникс». Особенность этого спектакля в удивительном мгновенном перевоплощении актера из семидесятипятилетнего старика в тринадцатилетнюю девочку.
В одном из интервью Евгений Князев очень точно облек в слова то, что мы видим на сцене: «Вахтанговская игра – это одним штрихом создать образ и в следующее мгновение его разрушить, небрежно стряхнуть с языка остроту, заплакать сухими глазами и засмеяться уголками глаз, смешать эксцентрику с психологизмом, раздуть из мухи слона и так же небрежно его не приметить. Даже из пустяка создать шедевр и при этом не раздуваться от гордости, быть старым и мудрым, но чувствовать себя молодым и не брюзжать, что немощен и стар…»