Негосударственное учреждение культуры – от этого термина, как кажется, веет свободой, отсутствием цензуры и широтой действий. Но нет ни одной страны в мире, в которой частный, как его определяют в просторечье, театр может существовать без ограничений. О том, какие ограничения всё-таки есть, рассказывает юрист в области культуры и искусства Валерия Маламура.
Что касается России и российской правовой системы, то театральное искусство в ней вопреки устоявшемуся мнению отличается большой независимостью – разумеется, если речь идёт не об использовании бюджетных средств, требующих жёсткой отчётности. Давайте поговорим о том, что должен знать каждый руководитель и работник негосударственного театра, зарегистрированного и функционирующего на территории России.
Очень редко театральные коллективы регистрируются как коммерческие организации – это вызвано тем, что такая организационно-правовая форма практически полностью лишает учреждение культуры участия в распределении бюджетных средств на постановки, гастроли и иные творческие проекты. Поэтому большинство российских негосударственных театров зарегистрированы как ИП или же некоммерческие организации – некоммерческое партнёрство или автономная некоммерческая организация.
Сама процедура регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя регламентирована законом, а в случае с образованием юридического лица на его учредителей возлагается ответственность и автоматически накладываются ограничения в деятельности зарегистрированного театра – возможно только то, что не запрещено законом и что было прописано в Уставе. Следовательно, если в Уставе не сказано ничего о мастер-классах или организации фестивалей, а Вы намереваетесь получить денежные средства и организовать большое событие и пригласить как можно больше коллективов, то до момента подачи заявок на гранты или же заключения первого договора по такому мероприятию, Вы обязаны внести изменения в Устав и зарегистрировать новую версию.
Деятельность зарегистрированного коллектива регламентируется целым комплексом нормативно-правовых актов, который, всё же, в каждом отдельном случае, будет разниться, однако перечень общих правил можно представить следующим образом:
1. В случае регистрации театра как некоммерческой организации ежегодно вплоть до 15 апреля подаётся уведомление в Министерство юстиции РФ о продолжении деятельности. Теперь это можно сделать в режиме онлайн. В случае, если общий объём средств на Вашем счёте за год не превысил 3 млн рублей, среди учредителей нет иностранных граждан и не поступали денежные средства из других стран, Вы можете подать уведомление в упрощённом виде, если же эта сумма превышена, подаётся подробное уведомление с отчётом, форму которого можно скачать на официальном сайте.
2. Не стоит забывать и о ежеквартальных отчётах в налоговую, фонд социального страхования и ежемесячных в Пенсионный фонд – к сожалению, это самая распространённая ошибка у многих творческих коллективов: о таких документа либо вовсе забывают, либо оформляют их ненадлежащим образом.
3. Согласно сложившейся ситуации крайне не рекомендуется получать финансирование из за рубежа, ни при каких условиях: разумеется, по сути статус иностранного агента можно получить при ряде условий, одно из которых – занятие политической деятельностью, но на практике всё обстоит иначе и получить клеймо агента может любой, кто хотя бы раз получал иностранные гранты.
4. Если в названии Вашего юридического лица есть слово «театр» или производные от него, или же в Уставе или во внутренней документации театр имеет статус структурного подразделения, то вы должны составлять отчёты по форме 9-НК в системе МК-стат.
5. В случае продажи билетов Вы обязаны руководствоваться нормами 54-ФЗ, прописывающего обязательное использование контрольно-кассовой техники при продаже билетов и абонементов на спектакли. Более того, нормы Основ законодательства о культуре в части возврата билетов также обязательны для театра вне зависимости от его статуса.
6. Не стоит забывать и о нормах Трудового кодекса – вне зависимости от организационно-правовой формы театра права работников не коим образом не могут быть ограничены, а заработная плата быть чёрной или даже серой.
Однако вопреки ограничениям негосударственному театру предоставлены большие преимущества, которые позволяют ему не просто развиваться, но и составлять конкуренцию государственным коллективам.
Так, помимо стандартной для всех системы упрощённого налогообложения, которая возможно согласно Налоговому кодексу, негосударственные театры вне зависимости от того, получают ли они бюджетную субсидию или же просто используют собственные средства, в том числе спонсорские, не обременены обязанностью работать по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Однако при этом, в случае необходимости, такие коллективы могут принимать участие в торгах и аукционах, правда только как поставщик.
Более того, негосударственные театры имеют право самостоятельно определять репертуарную политику, у них нет государственного задания, а планы устанавливаются только высшим органом театра. Коллективы самостоятельно определяют условия выдачи премий, штатное расписание, во внутренних актах прописывают количество дополнительных отпускных дней при ненормированном рабочем дне и сроки, в которые их сотрудники должны проходить дополнительное обучение (например, раз в 3 года, раз в 5 лет).
В случае, если театр зарегистрирован как НКО, он может заниматься коммерческой деятельностью только для достижения уставных целей, для которых, собственно и был зарегистрирован. Театр имеет право сдавать в аренду собственные площадки без дополнительного согласования с государственными органами, имеет право самостоятельно определять цену на билеты и условия их реализации, отвечающие требованиям Основ законодательства о культуре и определению возрастной категории.
Таким образом, негосударственный театр имеет как ограничения, которые определяются законодательством, так и значительную свободу действий, позволяющую каждому творческому коллективу самовыражаться и развиваться в выбранном им русле.
Автор – Валерия Маламура