Охота на жизнь. Премьера в Театре Вахтангова

Опубликованная в 1970 году «Утиная охота», возможно, лучшая и определенно одна из самых известных пьес Александра Вампилова. Ее так часто анализировали, интерпретировали и переносили на сцену, что в истории Виктора Зилова, кажется, не осталось белых пятен. Однако интерес к произведению не угасает. В Театре имени Евгения Вахтангова свою трактовку «Утиной охоты» представил недавний выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Аскар Галимов.

Фото: Людмила Сафонова

Спектакль Галимова глубоко личный. Программка предупредительно сообщает, что молодому режиссеру произведение Вампилова позволило переосмыслить отношения с отцом; что на пьесу и ее героев он смотрит через призму собственных переживаний, делая акцент не на вампиловском стиле, а на вечных темах надежды, прощения и любви. При этом Галимова нельзя упрекнуть в невнимательности к тексту. Он вносит в пьесу небольшие изменения, но не игнорирует ее отличительные черты, а напротив, старается развивать их. И до какого-то момента ему это прекрасно удается.

Фото: Людмила Сафонова

Премьера Театра Вахтангова – царство игры. Почти каждый эпизод здесь превращается в яркое представление, отдельный мини спектакль с песнями, танцами и даже пантомимой. Вампилов ведь остро чувствовал театральность повседневной жизни, – снова поясняет программка. В «Утиной охоте», сюжет которой основан на розыгрыше, драматург искусно стирает грань между бытовым и игровым. Забавные мизансцены, неожиданные сюжетные повороты, блестящие диалоги дают актерам возможность проявить себя, но все же пьеса Вампилова – не бытовой фарс, а экзистенциальная трагедия. Главное в «Утиной охоте» – потерянность и тоска, притаившиеся где-то между строк. О них не говорят и, возможно, даже не думают, но именно они определяют суть произведения. А великолепная театральность вахтанговской премьеры порой мешает почувствовать это.

Фото: Людмила Сафонова

Главную роль в спектакле Аскара Галимова исполняет Максим Севриновский. Его Зилов – лицедей, постоянно примеряющий разные маски. Он играет любовь, великодушие, дружескую симпатию, скуку, грусть. Если когда-то Зилов-Севриновский и становится собой, заметить это непросто. В целом такая трактовка не противоречит образу, созданному Вампиловым. Зилов в пьесе, безусловно, притворщик: чего стоит сцена объяснения в любви Галине (Полина Чернышова), место которой случайно занимает Ирина (Альбина Абрамова). Не понимая, чего хочет, Зилов лжет почти все время и всем, в том числе самому себе. Однако его нарастающее отчаяние у Вампилова не притворство и не игра. Как и все главное в пьесе, оно остается за скобками, а значит, не поддается контролю. Без него Зилов превратился бы в манерного скандалиста, а от «Утиной охоты» осталась бы одна оболочка.

Фото: Людмила Сафонова

Больше всего спектакль Театра Вахтангова отличается от пьесы в финале. Галимов возвращает Зилову друзей: Саяпин (Виталий Иванов) и Кузаков (Клим Кудашкин) отговаривают его от самоубийства, вспоминая счастливое прошлое. Возвращается и Галина – по версии режиссера, единственная настоящая любовь Зилова. Вместе они мечтают о ребенке. Последний аккорд «Утиной охоты» в вахтанговской премьере получился более сентиментальным и однозначным, чем в тексте (там Зилов просто собирается на охоту), но основное различие не в этом. Аскар Галимов ищет выход из тупика, в который попал герой, вовне. В других людях, в изменившихся обстоятельствах. Но найти его Зилов может только в себе.

Фото: Людмила Сафонова

Если вдуматься, об окружающем и окружающих Зилова достоверно известно не так уж много. Может, друзья правда беспокоятся за него, а может, думают только о собственной выгоде. Может, Галина любит мужа, а может, она рада оставить его ради «друга детства». Может, в столкновении с действительностью Ирина сдастся и рано или поздно превратится во вторую Веру (Анастасия Жданова), а может, так и останется искренней и чистой. Может, у Зилова скучная и бессмысленная работа, а может, он слишком ленив и не справляется со своими обязанностями. Не исключено, что Зилов трагически одинок. Но скорее всего, он просто не в состоянии чувствовать чужую привязанность и откликаться на нее. Он потерял все, потому что потерял себя. А значит, ничто не гарантирует ему счастливого финала. Кроме него самого, кроме последней живой искорки, которая теплится в нем, – страсти к охоте.

Фото: Людмила Сафонова

Точнее всего внутреннее, глубинное содержание пьесы Вампилова в премьере Театра Вахтангова отражает сценография (художник-постановщик – Екатерина Горшкова). Зилов мечется по помещению, которое напоминает то ли заброшенный завод, то ли бункер. На сцене так и не появится похоронный венок, подаренный герою друзьями, но полумрак, шум дождя и зловещий официант Дима (Данила Гнидо) и без него нагнетают мрачную атмосферу. Сценография навевает мысли об апокалипсисе, загробном мире, Стиксе, по которому Дима-Харон везет Зилова в приготовленной для охоты лодке. Но в финале постановки, когда прожектор высвечивает на выступе потолка остатки фресок, оказывается, что действие происходит в разрушенной церкви…

Все зависит от угла зрения. А угол зрения определяется состоянием души. Свою Зилов оставил на утиной охоте. И от того, сможет ли он вновь попасть туда, в свой странный аналог рая, зависит, чем закончится его охота на жизнь.   

Автор – Татьяна Ратькина

URL List