Чистилище для гордых. Премьера «На дне» в Мастерской «12» Никиты Михалкова

Оказывается, дно человеческой жизни может выглядеть не так, как мы его себе привыкли представлять. При слове «ночлежка» немедленно представляешь себе все мерзости и нечистоты маргинального существования в статусе распада личности. Режиссёр Роман Мархолиа ставит самую популярную пьесу «На дне» близко к тексту, но Горького «обеззараживает», перенося действие в оригинальное пространство, больше похожее на футуристичный капсульный отель (художник Владимир Ковальчук). Тут довольно чисто: и клинеры работают регулярно, и постояльцы не носят лохмотьев. Они выглядят помятыми (жизнь-то потрепала), но одеты довольно стильно (художник по костюмам Фагиля Сельская). Потому что мыслят исключительно, говорят интересно и в целом звучат гордо.

Фото: Анна Смолякова

Текст Горького по обыкновению пугает: это человечество сломалось, несите новое. Но футуризм игрового пространства обнадёживает: на сцене собрались любопытнейшие люди, которых возьмут в будущее. Их надо только немного очистить, освежить, позволить им выговориться и сбросить лишнее. А потом можно в будущее или прямиком в рай, тем более что будущее частенько видится в райских красках. Неслучайно на сцене стоит ряд кресел, какие обычно бывают в залах ожидания аэропортов и вокзалов. Как ни крути, это гиблое место – стартовая площадка в лучшие времена. Надо только немного подождать, потерпеть, пострадать, чтобы с очищенной душой переступить с трапа на борт космолёта.

Если бы действие пьесы разворачивалось сегодня, то этой капсульной ночлежки могло бы не существовать в реальности, всё могло бы происходить виртуально. Как в соцсети, где каждый сидит в своей ячейке, зашторивается, выходя из чата, или присутствует тайно в режиме невидимки-инкогнито, чтобы подслушивать разговорчики. И диалоги героев так остры, потому что в глаза иной раз побоишься дерзить или оскорблять, а заочно выскажешь даже то, о чём прежде и не думал. В онлайн-пространстве легко мнить себя бунтарём.

Фото: Анна Смолякова

У Мархолиа персонажи реальные, горячие, азартные до жизни. Болеют за свою правду, выживают за вселенскую справедливость. Талантливо врут, беспощадно осуждают ложь, влюбляются наотмашь, самозабвенно мечтают о несбыточном. Выборка тут, что называется, репрезентативная: герои представляют разные поколения, статусы и ремёсла. Это дрим-тим для старта нового многообещающего проекта. Актёрский состав тоже сбалансирован: на сцене соседствуют признанные мастера (Светлана Крючкова, Михаил Пореченков, Игорь Яцко, Сергей Баталов) и молодые артисты михалковской труппы. 

Мастеров узнаёшь по филигранной проработке образов и стройному безошибочному исполнению. Например, у Светланы Крючковой (Квашня) роль совсем небольшая, но запоминается каждое её появление на сцене. В ней и железная логика, и женская мудрость, и тяжесть горького опыта, – не оттого ли она возит за собой сумку-тележку? Сатин Михаила Пореченкова берёт мощью, убедительностью и яркой харизмой карточного шулера вместе с уверенностью, основательностью и философской глубиной некогда начитанного человека.

Фото: Анна Смолякова

Сергей Баталов шаг за шагом проводит своего Медведева маршрутом от полицейского мундира до жёниной кофты – от вынужденного гостя до своего в доску собутыльника и соседа. А вот Луку Игоря Яцко мы в редакции, признаться, поняли не до конца: он мало похож на горьковского дедушку в привычной трактовке и производит неоднозначное впечатление. Хитренький, добренький, странненький – он с улыбочкой странствует по человеческим душам и тревожит умы посулами да сказками. Кто он – мессия, пророк, ангел или бот, ИИ, голос из подсознания? Был ли он на самом деле или привиделся обитателям ночлежки в пьяном угаре? Во что веришь – то и есть, а ни во что не веришь – ничего нет.

Рядом с народными и заслуженными молодые актёры усиленно стараются «держать марку» – играют страстно, энергично, нервно, громко. Их герои словно пытаются доказать, что имеют право и достойны лучшего, что в этом вынужденном чистилище их правда вернее, дýши светлее, а будущее реальнее и ближе. Сергей Хачатуров (Пепел), Екатерина Нестерова (Настя), Владимир Кочетков (Бубнов), Евгений Дубовской (Костылев), Александр Ведменский (Актёр) – этих артистов мы знаем и любим по другим ролям в Мастерской «12» и теперь можем с удовольствием и уверенностью сказать, что «На дне» станет для них поводом для гордости и ещё одной большой и серьёзной работой.

URL List